Новосибирск. СибРОВ Новосибирске мы впервые побывали весной 2007 года. Обычно наше знакомство с Новосибирском ограничивалось часовым ожиданием транзитной посадки в аэропорту «Толмачево» при перелете из наших северных краев в Москву, или Петербург. В этот раз обстоятельства привели нас в Новосибирск на несколько дней. Остановились мы в центре города, поэтому свое представление о нем могли составить лишь по осмотру некоторых ближайших улиц и площадей. По сравнению с нашим городом с довольно скудной растительностью, весенний, еще заснеженный Новосибирск удивил зеленью густых красавиц-елей. Весенний Новосибирск В Новосибирском художественном музее открытием для нас стала экспозиция картин Н.К. Рериха. В конце 1950-х годов Юрий Николаевич Рерих привез в Советский Союз большую коллекцию картин Николая Константиновича, 60 из которых были позже переданы в дар Новосибирску. Обязательное посещение Сибирского Рериховского Общества мы наметили заранее. Музей СибРО встретил нас гостеприимно распахнутыми воротами. По какой-то причине экскурсий в тот день не было, но одна из работниц музея, кажется, библиотекарь, вызвалась просто провести нас по залам музея. Наш добровольный гид запомнилась каким-то особенным излучением доброжелательности и гордости за свой музей. Из описания разных источников: Музей был построен на месте бывшего заброшенного здания детского сада, «…уникален тем, что он создавался методом народной стройки. Музей Н. К. Рериха организован по инициативе основателя Сибирского Рериховского общества Наталии Дмитриевны Спириной. В кризисный для России 1997 год на её призыв о строительстве Музея Николая Рериха откликнулись тысячи россиян. Свой вклад в создание Музея внесли также жители стран ближнего и дальнего зарубежья. В Новосибирске участниками народной стройки стали около 500 организаций. Существенная помощь была оказана учёными Сибирского отделения Российской Академии наук». Краткое представление о народной стройке: «Кемеровчане кладут паркет; сотрудники из Комсомольска-на-Амуре шьют шторы; умелец из Новокузнецка делает шедевры по дереву; в Екатеринбурге куётся кружево из металла на лестничные ограждения; курганцы сотворили истинное произведение искусства — изразцовый камин». При осмотре музея нам разрешили фотографировать без всяких условий. Некоторые снимки экспозиции фотовыставки. Б.Н. Абрамов, Н.Д. Спирина – основатель СибРО, и первая волна российских рериховцев В музее понравилось все: красота и качество внутренней отделки помещений и подобранный интерьер, довольно просторный концертный зал. На всем чувствовалось запечатленное – «Сделано с любовью». И все же наибольшее впечатление произвел зал, который нам представили просто: - А это – наше «Сердце Музея». «Сердцем Музея» оказался небольшой зал с овальным столом в центре, необычным, красивым камином с изображением сюжета картины Н.К. Рериха «Белый Камень», выполненный в технике изразцов со стихами Наталии Дмитриевны Спириной. Поэтому официально этот зал называется Каминным. Из описания «Экскурсии по музею», размещенной в интернете: «Этот зал назван «каминным», потому что в нём находится необыкновенный камин. Он был полностью разработан и сделан друзьями СибРО. На камине изображён сюжет картины Николая Рериха - Легендарный Белый Конь, несущий с гор Сокровище Мира – Священный Камень Чинтамани. Помещено на камине и стихотворение Наталии Дмитриевны, написанное к этой картине». «Камин в центральном зале, где происходят встречи, выложен молодым мастером из Кургана. Интересно, что его дед занимался этим промыслом, и он усвоил от него это искусство. Он ещё в Кургане сложил печь из изразцов, пометил каждый номером, а после сложил заново в Новосибирске». В углу зала стоит фортепиано Наталии Дмитриевны, у которого оказалась интересная судьба: «В Каминном зале посетители могут увидеть личные вещи Наталии Дмитриевны и Её фортепиано. Много лет этот музыкальный инструмент принадлежал Наталии Дмитриевне, но потом Ей пришлось расстаться с ним. Спустя долгие годы сотрудники Сибирского Рериховского Общества решили найти это фортепиано. И нашли. Это был сюрприз к 90-летию Наталии Дмитриевны. Когда на свой День рождения Она приехала в Музей и зашла в каминный зал, то конечно сразу узнала свой инструмент. Наталия Дмитриевна назвала его «мой друг Шрёдер» и бодро сыграла на нём несколько аккордов». Но особое впечатление в этом зале произвела небольшая хрустальная статуэтка Будды Майтрейи, укрытая прозрачным футляром. Она стояла на высокой подставке белого цвета, напоминающей ступу, напротив кресла, на котором, по-видимому, сидела Н.Д.Спирина на заседаниях «Круглого стола». Хрустальный Будда… Какова история его происхождения и появления в музее СибРО? Было сказано, что это – подарок Зинаиды Григорьевны Фосдик. К сожалению, информации об этой реликвии оказалось очень мало, лишь краткие упоминания о появлении изображения в СибРО в описании «Экскурсии по музею»: «Сердце Музея – Каминный зал. Здесь проходят все торжественные встречи и важные события. В Каминном зале Музея размещён особенный экспонат – древнее изображение Будды Майтрейи, сделанное из горного хрусталя, стоящее на вырезанной из дерева старинной тибетской подставке. Это Изображение было подарено в 1981 году Зинаидой Григорьевной Фосдик, ближайшей сотрудницей Рерихов, участницей Центрально-Азиатской экспедиции, Дому Учёных Новосибирска. А в 1998 году Президиум Сибирского Отделения Российской Академии Наук передал в дар строящемуся Музею Николая Рериха это древнее Изображение». Из доклада, прочитанного на IV Всесоюзной конференции «Рериховские чтения», Новосибирск, 16–17 октября 1984 г.: «Зинаида Григорьевна Фосдик в 1926 и 1927 гг. принимала участие в экспедиции Рерихов на Алтай и в Монголию, была с ними в Новосибирске и в Москве. В своих письмах к нам Зинаида Григорьевна с восторгом и любовью вспоминает Алтай и мечтает вновь побывать в Сибири. «Понятна Ваша любовь к Алтаю, — пишет она, — я была с Рерихами там, в экспедиции, и никогда не забуду этот чудесный край... Я могу себе представить, как значительно изменился Новосибирск — хотелось бы его опять повидать. Действительно, Сибирь – это страна Будущего». (Из письма З.Г.Фосдик – Н.Д. Спириной) Из этой экспедиции Зинаида Григорьевна привезла древнюю статуэтку Будды, которую в 1981 г. послала в дар Сибирскому отделению Академии Наук. В сопроводительном письме она пишет: «Много лет тому назад, в 1926 г., я и мой муж были участниками Средне-Азиатской экспедиции, возглавляемой Н.К.Рерихом и его женой, Еленой Ивановной. Целью экспедиции было исследование Алтая, и Рерихи остановились в Верхнем Уймоне, где они провели больше месяца. Мы жили также там, собирая нужные для экспедиции материалы. Глубоко осталась в памяти ширь и красота Алтая, а также величие и значение Сибири для будущего, предсказанные Николаем Константиновичем. Никогда не забуду этого счастливого периода в моей жизни. В знак моей признательности посылаю Вам маленький дар — древнюю статую Будды из моей коллекции». Таким образом, в 1981 году Зинаида Григорьевна Фосдик послала статуэтку хрустального Будды в дар Сибирскому Отделению Академии Наук, а в 1998 году Президиум Сибирского Отделения Российской Академии Наук подарил ее строящемуся Музею Николая Рериха в Новосибирске. Об истории происхождения статуэтки информации, к сожалению, найти не удалось. Хрустальный Будда Майтрейя Все когда-либо посещаемые города оставляют в нашей памяти свой специфичный энергетический след. Подобной визитной карточкой Новосибирска для нас стало гостеприимство и радушие сибиряков, что называется – с открытой душой и доброжелательностью, и Музей СибРО с его Сердцем – Каминным залом с таинственной маленькой статуэткой хрустального Будды Майтрейи.
|