Приближайся всеми силами, наблюдай всеми мерами,
исследуй всеми способами, познавай всем дерзновением,
являй неутомимость и воспламенись каждым
нахождением Истины.

Мир Огненный ч.1, 433

13.Жизнь человека построена на Законе равновесия

Жизнь человека, как и всё во Вселенной – нравственное, умственное, физическое, психическое или духовное – построена на совершенном законе равновесия и гармонии.

«Человеческое тело, так же как Земля, планеты и звезды, подчинено закону двойственности; оно притягивает и отталкивает, ибо оно целиком насыщено двойным магнетизмом, приливом астрального света. В природе все двойственно; магнетизм бывает положительным и отрицательным, активным и пассивным, мужским и женским».

Разоблаченная Изида

1. Человек – микрокосм Макрокосма

«Во всех Учениях можно встретить подразделение человеческого существа на три основных начала – духовное, психическое и физическое – дух, душа и тело».

Е.И.Рерих. Письма

В Оккультизме Высшая Триада обозначена как Атма-Будхи-Манас, или Дух, Душа и Тело, через посредство которых вечный божественный Человек проявляется в разных состояниях дифференцированной материи.

Учение о значении «Высшая Триада»:

«Высшая Триада – Атма-Буддхи-Манас».

Н.К.Рерих. Толковый словарь

«...так, в Учении именно это высшее Эго (Ego высшее сознание, «Я» – Теос.словарь), эта триада часто обозначается как дух или духовное начало, не имеющее самостоятельного непосредственного проявления на земле. Для проявления эта триада нуждается в четвёртом принципе».

Е.И.Рерих. Письма

«Проявление его (Ego) меняется сообразно степени Упадхи (проводника, передатчика или носителя – Теос.словарь). Например, через посредство того, что известно нам, как Манас, оно проявляется, как Сознание-Разум; через более утонченную дифференцированную ткань (шестое состояние материи) Буддхи – имеющее своей основой опыт Манаса – оно изливается потоком Духовной Интуиции».

Тайная Доктрина, т.1

Е.П.Блаватская в статье «Смерть и бессмертие» даёт определение оккультной философии «человеческой Триаде»: «Тело, Душа, Дух – два полюса и «промежуточная природа» человека, микрокосм, точная миниатюра Единого Вселенского Макрокосма, или Вселенной».

То есть, человеческая Триада – Атма-Будхи-Манас – подразделение человеческого существа на три основных начала – духовное, психическое и физическое, или Дух, Душа и тело.

Дух и тело – два полюса, Душа как «промежуточная природа» человека.

Высшая Триада – Атма-Будхи-Манас – подразделение человеческого существа на три основных начала – духовное, психическое и физическое – дух, душа, тело – три проводника высшего сознания Божественного Человека в разных состояниях дифференцированной материи. Высшая триада не имеет непосредственного самостоятельного проявления в более плотной материи. Для этого Триада нуждается в проводнике (Упадхи)

2. Гармоничное развитие человека зависит от единого результата развития всех его состояний

«Вселенная и всё в ней – нравственное, умственное, физическое, психическое или духовное – построено на совершенном законе равновесия и гармонии. Как говорилось ранее (смотри "Разоблаченную Изиду"), в гармоничных периодических кругообращениях сфер центростремительная сила не смогла бы проявиться без центробежной, и все формы и их прогресс — продукты этой двойственной силы, действующей в природе. Дух (или буддхи) — это центробежная сила, а душа (манас) — центростремительная духовная энергия; и чтобы дать единый результат, они должны быть в совершенном союзе и гармонии. Прервите центростремительное движение земной души, тянущейся к привлекающему её центру, или повредите ему, приостановите её развитие, связав её весом материи более тяжким, чем она может вынести, или превышающим допустимый для дэвачанического состояния, и гармония целого будет разрушена.

Жизнь личности, или, скорее, её идеальное отражение, может быть продолжена, только если поддерживается двоякой силой, которую даёт тесный союз Буддхи и Манаса в каждом воплощении, или личностном существовании. Малейшее отклонение от гармонии вредит ему...»

ЕПБ Ключ к теософии

Определение Теософского словаря: в Оккультизме Личность (отражение) – «астрофизическое существо, которое охватывает все характерные черты и воспоминания одной физической жизни, в то время как Индивидуальность есть неуничтожимое Эго, которое перевоплощается и облекается в одну личность за другой».

Человек как «Единое» развивается гармонично, если все его состояния «дали единый результат развития. Жизнь «личности» продолжается, «только если поддерживается двоякой силой, которую даёт тесный союз Буддхи и Манаса», или Духа и материи – двух начал человека. Малейшее отклонение от гармонии вредит человеку.

Человек – «Единое трёх состояний». Гармоничное развитие человека зависит от единого результата развития всех его состояний. Жизнь личности поддерживается двоякой силой тесного союза Духа и материи – двух начал человека

3. Закон равновесия или компенсации в жизни человека регулирует одну сторону жизни ее противоположностью

«1962 г. 541. Закон равновесия или компенсации в жизни человека регулирует одну сторону жизни ее противоположностью.

 

1952 г. 646. Страдание есть отклонение чаши весов от состояния уравновесия сил, и для восстановления его чаша весов снова должна прийти в движение и подняться ровно настолько, насколько опустилась. Закон равновесия регулирует колебания чаши.

 

1955 г. 522. Скажем так: закон равновесия выравнивает чашу весов, и пострадавшие получают. Ведь уже знаете, как малейшее нарушение равновесия на одном из полюсов по закону маятника вызывает соответствующее изменение на другом. Потому нет ущерба без воздаяния и жертвы без награды. Утеря в одном означает получение в другом. И отрешившийся от земного получает в духе. Мудрый одинаково приемлет и радость, и горе, и любое явление жизни, ибо не знает, предвестником чего служит каждое из них, но знает, что тьма сменяется светом, а ночь – сиянием дня».

Грани Агни Йоги

4. Разве можно обмануть судьбу...

«1952 г. 660. ...Разве можно обмануть судьбу, или закон космической справедливости, когда сущность притягивающих внешние обстоятельства магнитных энергий закладывается их породителем в своей ауре, в своей собственной сущности каждым поступком, каждым чувствованием, каждым переживанием и каждой мыслью? Думали, что кого-то и как-то можно обмануть, но обманули лишь себя. И когда наступил час жатвы причин, в себе самом посеянных, неотвратимой стеной для полного изживания и нейтрализации встал мир следствий».

Грани Агни Йоги

«Наставление 3. Если, упражняясь в утверждающей силе, какой-то человек преуспел в привлечении к себе (ибо сила утверждения является также и силой притяжения) большого богатства, то позитивные силы, пробужденные для накопления этого богатства, приведут в действие и противоположные, или негативные, силы, которые отнимут у него что-нибудь из его природы, являющееся точным эквивалентом полученного богатства; что-то из проявленного либо на внутреннем, либо на внешнем плане его жизни. Это может быть его честь, интеллект, здоровье, зрение или слух – но что бы это ни было, утраченное равновесие должно быть в точности восстановлено, ибо естественный закон не может отклониться с пути строгой справедливости.

Если же кто-то приобретает богатство, славу или какое-либо иное так называемое сокровище благодаря естественному эволюционному закону, то есть благодаря труду, то будут проявлены те же самые силы, но в гораздо менее опасной форме, ибо они будут действовать естественно. Произойдет та же самая борьба, но при этом его враги будут уже не так могущественны, а сам он будет гораздо лучше разбираться в приемах их нападения и поэтому будет способен вооружиться против них».

Учение Храма

Закон равновесия в жизни человека регулирует одну сторону жизни ее противоположностью. Разве можно обмануть судьбу, или закон космической справедливости, когда сущность притягивающих обстоятельства магнитных энергий закладывается их породителем в своей ауре каждым поступком, каждым чувствованием, каждым переживанием и каждой мыслью

Таким образом, в Учении показано проявление Закона равновесия в жизни человека, который действует неукоснительно. Малейшее нарушение равновесия на одном из полюсов по закону маятника вызывает соответствующее изменение на другом. Привлечение позитивных сил приводят в действие и силы противоположные, негативные, которые «отнимут что-нибудь из природы человека, являющееся точным эквивалентом полученного».

5. Знание о равновесии очень нужно людям

«1965г. 216. О равновесии можно написать целую книгу, и книга эта очень людям будет нужна».

Грани Агни Йоги

Почему знание о равновесии очень нужно людям?

Как сказано: «...сознание, проходя через различные планы, или состояния сознания, является полем действия «пар противоположностей» и не может пробудить какой-либо позитивный аспект своей низшей природы без привлечения ее негативного полюса» (Учение Храма).

«Эти противодействующие силы, или пары противоположений, принимают в сознании человека ту или иную окраску или качество, т. е. становятся добром или злом».

Е.И.Рерих. Письма

«В человеческой природе зло указывает лишь на полярность Материи и Духа, на «борьбу за жизнь» между двумя проявленными Началами в Пространстве и Времени, Началами, которые едины per se, (сами по себе), поскольку корни их находятся в Абсолюте».

Тайная Доктрина, т.1

Учение, показывая отягчающее действие колебания противоположных сил в жизни человека, призывает к сохранению равновесия сознания, чтобы «разбить силу влекущего притяжения и освободиться от колебания между двумя полюсами, ...не метаться от явления одного полюса к другому».

Знание  о неукоснительности действия Закона равновесия  необходимо людям, чтобы не допускать колебания  между проявленными полюсами, которое приводит к неуравновесию и потере жизненной силы.

5.1. Колебание сознания между полюсами приводит к неуравновесию и потере жизненной силы

Как сказано, жизнь человека, как и всё во Вселенной, построена на совершенном законе равновесия, для гармоничного развития в согласии с Законом равновесия все его состояния должны дать «единый результат развития». Однако, метание от одного полюса явления к другому, вспышки эмоций, то есть хаотические движения астрала и других оболочек, в которые заключён дух человека, приводят к неуравновесию и потере жизненной силы.

Из записей «Грани Агни Йоги»:

«1956 г. 852. Являть равновесие духа могут лишь сильные люди. Слабых же участь – метаться от одного полюса явления к другому. Отсюда столько неуравновесия среди двуногих и столько шатания. Идите так, чтобы уже ничто не было в состоянии поколебать вас. Помните: всякое шатание, колебание и неуверенность – ваши враги и пожиратели света, который в вас. Можно ли отдавать им на пожирание самое ценное, что имеете – огненную силу свою, свет излучающую и удерживающую его в сущности вашей? Храните равновесие любой ценой, ибо утрата его означает огней угашение и замену света тьмою.

Кто же захочет сменить свет равновесия духа на сумерки и тьму хаотических движений астрала или неуравновесие других оболочек. Каждое качество нуждается в защите, хотя и служит таковой.

 

1956 г. 853. Каждая эмоция – сила. Она может действовать сама по себе, утекая из организма, но силу эту можно удержать, овладев ею волей, потому каждая обузданная эмоция есть сила, сохраненная в организме и могущая быть использованной уже по приказу воли. Самовольные, то есть бесконтрольные эмоции – расхитители огненной силы, сдержанные и контролируемые – аккумуляторы огненных энергий. Ибо все движения в человеке – огонь. Его можно сохранять и приумножать, если все проявления его держать под строгим недремлющим и неусыпным контролем.

Не может быть сильным эмоционально неуравновешенный человек, ибо растрачивает силу свою безответственно, но овладевший эмоциями, чувствами своими, может быть сильным. Когда вихрь возбуждаемых эмоций в бесконтрольном астрале человека устремляется на вас, помните, что эти энергии заряжены огненной силой, что равновесием своим и спокойствием своим эти разнузданные силы вы можете обуздать почти мгновенно, если равновесие ваше непоколебимо, и, приняв на себя удар и пропуская мимо сознания, обузданные и приведенные в равновесие чужие энергии сделать своим достоянием и даже поделиться этой, уже уравновешенной, силой с человеком, астрально обрушившимся на вас, если он заслуживает это.

Если же нет, пусть идет восвояси опустошенным. Наказал сам себя, собрав на свою голову горячие уголья, ибо рана, нанесенная самому себе, своей ауре, ужасна. В прорыв устремляются темные твари и, вцепившись, сосут живительную энергию того, кто так безрассудно поддался вспышкам своего астрала.

Храните равновесие любой ценой. Молчание многому помогает и много облегчает. Молчаливость и сдержанность – охранители и накопители сил. Укротить самую ярую вспышку астрала полным молчанием, хотя бы даже временным, уже будет победой, но если это молчание и внутренне, когда не допущено никакого движения в собственной астральной оболочке, то такая победа будет уже полной, ибо требует великого самообладания и власти над собой, то есть равновесия утвержденного.

 

1956 г. 577. Заградительная сеть. Огни заградительной сети нагнетаются сознанием. Их можно либо совсем потушить, либо зажечь напряженно. Угашение огней заградительной сети означает полную беззащитность человека. Волею держится эта сеть в должном порядке и волею же охраняется. Допустить вспышку раздражения – значит пробить в ней брешь и открыть доступ темным влияниям.

Каждое неуравновесие ослабляет защитность заградительной сети. Храните равновесие для того, чтобы держать в порядке защитный доспех духа. Простым приказом сознания усиливается защитная сеть. Именно, надо осознать, как она окружает весь организм и создает броню, непробиваемую стрелами врагов и отражающую их удары. Здоровье и излучения нервов куют этот доспех. Уныние, страх, беспокойство, суета и все мелкие чувства разрушают его по степени своей интенсивности. За крепкою стеною защитной человек – как в крепости за ее стенами».

Грани Агни Йоги

«Наставление 140. ...возможность расточительства существует как на полюсе порока, так и на полюсе добродетели; и те, и другие – расточители природного закона. Чрезмерная добродетель может привести к не меньшим осложнениям, нежели чрезмерный порок...

В притче о блудном сыне один из этих полюсов олицетворен старшим сыном, а другой – младшим. В обоих случаях, когда достигается состояние пресыщения и приходит время самоанализа, необходимо избрать новую линию поведения и сделать новый шаг. И как бы ни страдала при этом личность, этот шаг должен быть сделан в направлении самоотречения, подчинения личной воли Воле Божественной, если путник хочет разбить силу влекущего притяжения и освободиться от свойственного ему колебания между двумя полюсами.

Иначе в последующем воплощении изменится лишь его местопребывание и окружение вместо подъема по кармической лестнице жизни в целом, который с одинаковым успехом может произойти с обоими расточителями, – и младшим, и старшим сыном, если они овладеют своими возможностями в указанное время, то есть тогда, когда это позволяет закон эволюции, и тем самым прервут тот ток, что возник из-за неосуществленных желаний».

Учение Храма

5.2. Качество спокойствия и контроль сознания над рефлекторными действиями, мыслями и чувствами помогают сохранять самообладание во всех случаях жизни

«1967 г. 593. Качество самообладания встречается в людях не часто. Оно требует постоянного дозора сознания над рефлекторными действиями, мыслями и чувствами. Достаточно дозор прекратить или столкнуться с неожиданностью, как автоматическая реакция нарушает равновесие, и нужно новое сознательное усилие воли, чтобы его восстановить.

Только длительно внедряемая привычка не поражаться неожиданностью и крепко держать на узде все чувства позволяет сохранять самообладание во всех случаях жизни. Не родится оно от случайного и временного желания. И здесь долгий, упорный труд должен быть над своими чувствами.

Упражнять это качество можно всегда, и особенно на малых делах, ибо окружающее разновесие дает богатый материал.

 

1968 г. 420. Качество спокойствия весьма привлекательно. ...Над приобретением качества приходится потрудиться. В своем воображении можно уплотнять и усиливать его. Но одного воображения мало, надо уявлять его на практике, применяя в жизни.

Когда наступает момент беспокойства, о спокойствии обычно забывается, и астрал успевает и взволноваться, и огорчиться, и потерять равновесие прежде, чем вспомнят о нем. Поэтому желаемое качество надо держать всегда наготове, пока не станет оно настолько привычным и вросшим в сознание, что уже не покидает его даже в самые беспокойные моменты.

Ведь беспокойство само по себе совершенно несостоятельно, никчемно и бесполезно. Оно ничего не дает, кроме вреда. Оно ничему не помогает и логически лишено смысла. Можно явить заботу и предусмотрительность, и желание удачи, но в полном спокойствии. И если чему-то помочь в данный момент невозможно или невозможно избежать чего-то, то беспокойство ничего не даст и положения не улучшит.

Много психической энергии теряется в беспокойстве – словно открытый клапан парового котла, через который утекает энергия пара. Трудно поддаются искоренению человеческие свойства, образовавшиеся на протяжении многих воплощений. Ведь для их погашения надо вложить энергию, превосходящую ту, которая была затрачена на их утверждение. Именно силой духа необходимо возрасти на каждое свое порождение, чтобы его преодолеть. Но даже вода долбит камень – и при неуклонности устремления к самоусовершенствованию преображает себя человек».

Грани Агни Йоги

«517. Урусвати знает, что спокойствие есть понятие относительное. Мы указываем о необходимости хранить спокойствие, но знаем, что даже при добром желании оно может быть достигнуто лишь до известной степени. Тем не менее, если человек будет себе твердить о спокойствии, он хотя бы немного достигнет его.

Не будем винить людей, что они не понимают врачебного значения спокойствия. Они иногда понимают под спокойствием полное бездействие и бездумие, но покой должен быть понимаем, как гармония мысли.

367. Мыслитель остерегал учеников, говоря: «Сохраните спокойствие, иначе провалитесь в преисподню».

Надземное

«1965 г. 213. (Гуру). Сила и слабость – в состоянии духа, в его отношении к тому, что происходит вовне. Можно не явить действий, можно остаться молчаливым и безмолвным, можно никак не реагировать на внешние воздействия и все же остаться до конца сильным.

Но всех сильнее окажется тот, кто сохранит равновесие, но что же представляет собою равновесие, это великое качество духа?

Равновесие – это отказ, нежелание действовать или проявляться в энергиях своих на полюсах. Радость об одном порождает печаль, очарование – разочарование. Недаром говорят, что не следует слишком смеяться, чтобы не плакать потом.

Один полюс эмоциональных чувств обязательно вызывает полюс противоположный. Равновесие не допускает ни одного с тем, чтобы в точке уравновешивания, в центре, крепко держать в руках рычаг от обоих. Невыявленная, сдержанная сила сильнее такой же, но выявленной. Равновесие и сдержанность – близкие родичи и не могут существовать друг без друга. О равновесии можно написать целую книгу, и книга эта очень людям будет нужна».

Грани Агни Йоги

5.3. Сознание должно научиться пребывать в равновесии на каждом плане жизни

«Наставление 3. Личное сознание, проходя через различные планы, или состояния сознания, является полем действия «пар противоположностей» и не может пробудить какой-либо позитивный аспект своей низшей природы без привлечения ее негативного полюса. Оно должно научиться пребывать в равновесии и нейтральном положении на каждом плане жизни, пока не будет достигнута точка безопасности, или точка силы, на данном плане бытия.

 

Наставление 159. Пока душа человека не достигнет точки равновесия – равновесия центра сознания, – человек представляет собою бросаемое из стороны в сторону, не имеющее цели животное: довольное, когда его нежно погладят; сердитое, а может статься и злое, когда резко ударят; общительное, приятное, эгоистично-бескорыстное, когда его забавляют, льстят ему или обожают; и грубое, мстительное, а подчас и жестокое, когда ему надоедают, пренебрегают им или же злоупотребляют.

Качества, что преимущественно проявляются при таких переменах, были выработаны в его животной душе с помощью пар противоположностей. И пока не произойдут изменения, которые поднимут эту животную душу до уровня человеческой, вмещающей более высокие аспекты тех же самых качеств, когда результаты действия закона противоположностей возрастают пропорционально его устремлению к ежедневным и ежегодным достижениям, у человека имеется мало шансов для быстрого роста».

Учение Храма

«1952 г. 048. Чувства земные надо привести к молчанию со стороны обоих полюсов, сдерживая любой из них, чтобы не дать возможности утвердиться и выявиться другому».

Грани Агни Йоги

То есть, неуравновешенные чувства земные –хаотические движения астрала и других оболочек – надо сдерживать, не дать им возможности утвердиться и проявиться на полюсах, чтобы не метаться от одного полюса явления к другому под действием сил притяжения.

Однако, как сказано, сила притяжения между добродетелью и пороком, или положительным и отрицательным полюсом – «один из природных способов испытания качеств души, её возможностей, развития, её эволюционной стадии – будь она человеческой или животной, – с тем, чтобы найти ее точное место на великой шкале жизни».

В результате действия закона противоположностей возрастает уровень качеств сознания, вмещающих более высокие аспекты.

6. Качества есть огни, выкристаллизованные в Ego человека

Что подразумевает Учение под значением «качества, нужные качества человека, качества высших огней в духе человеческом, трансмутация качеств...?»

Справка: Качество – совокупность свойств и признаков, всё, что составляет сущность лица или вещи (Словарь Даля).

Определение Учения: «Качества есть огни, выкристаллизованные в Ego человека и горящие огнями тончайших энергий. Огненное преображение человека и заключается в трансмутации его качеств – носителей различных форм пламени.

Каждое качество пылает своим цветом. Характер, сила и окраска огней зависят от свойств и утонченности качеств. Качества духа уявляются в вибрациях ауры и ее окраске. В качествах выражается сущность человека. Человек есть носитель своих качеств и огней, ими выражаемых» (Грани Агни Йоги).

«1955 г. 072. Друг Мой, (жизненные) испытания могут быть очень многообразны. Каждое выявляет неизжитые свойства. Если испытание пройдено успешно, надобность в нем отпадает. Испытания будут продолжаться до тех пор и в разных видах, пока не будет достигнута нужная на данной ступени степень требуемого качества. Ступени восхождения не имеют конца, а также беспредельны и качества в потенциале своем.

Жизнь развивает и закаляет в человеке качества нужные, и если процесс происходит сознательно, то развитие идет быстро. ...Без развития качеств нет продвижения. Без развития и углубления качеств бесцельной является жизнь. Ибо эволюция сущего в конечном итоге представляет собою и имеет целью утверждение в духе человеческом качеств высших огней. Ибо качества и есть огни, выкристаллизованные в Ego человека и горящие огнями тончайших энергий. Следовательно, огненное преображение человека и заключается в трансмутации его качеств – носителей различных форм пламени.

Каждое качество пылает своим цветом. Характер, сила и окраска огней зависят от свойств и утонченности качеств. Качества духа уявляются в вибрациях ауры и ее окраске. В качествах выражается сущность человека. Человек есть носитель своих качеств и огней, ими выражаемых. Подобно тому, как раскаленный металл под ударами молота принимает желаемую форму, так и качества человека, волею управляемые, под ударами жизни принимают нужные формы уявления заключающихся в них огней.

... На испытания будем смотреть как на быстрейший способ и метод восхождения духа, но не как на причину для огорчений, уныния и сетований»

Грани Агни Йоги

Учение о значимости качеств человека:

«1, 132. Конечно, желание и качество поступков комбинируют качество пути.

1, 173. Каждое качество и недостаток человеческий можно измерить той интенсивностью, которая является импульсом действия. Точность показательна, и так можно определить силы движения или с эволюцией, или против потока устремленного».

Беспредельность

6.1. Полюсность качеств даёт возможность трансмутации сознания и собственного характера

«Каждый дух творит свой мир и от качества сознания зависит красота или уродство созданного мира».

Беспредельность ч.2, 719

«Именно, мир проявленный держится в равновесии силами противодействующими. Эти противодействующие силы, или пары противоположений, принимают в нашем сознании ту или иную окраску или качество, т. е. становятся добром или злом. На каждом плане проявления степень зла и добра оценивается сознанием человека по уровню его развития. Добро на низшем плане может явиться злом на высшем, и наоборот».

Е.И.Рерих. Письма

Сказано – «Личное сознание, проходя через различные планы, или состояния сознания, является полем действия «пар противоположностей» и не может пробудить какой-либо позитивный аспект своей низшей природы без привлечения ее негативного полюса» (Учение Храма).

Качества двуполюсны, каждое имеет свой антипод, противодействующие силы. Это обстоятельство имеет свои хорошие стороны, так как дает возможность трансмутировать нежелательные качества по направлению линии родственных противоположностей, в качества желательные. Именно полюсность допускает явление трансмутации.

Качества двуполюсны, каждое имеет свой антипод, противодействующие силы. Это дает возможность трансмутировать нежелательные качества по направлению линии родственных противоположностей, в качества желательные. Именно полюсность допускает явление трансмутации

Трансмутация, преобразование собственного характера по линии родственных противоположностей доступна, возможна и осуществима.

На пути эволюции «мало того, чтобы владеть лишь некоторыми качествами, нужно познать их полное сочетание».

Из записей «Грани Агни Йоги»:

«1965 г. 143. Отметим двуполюсность качеств. Каждое положительное качество имеет свою противоположность: бесстрашие и страх, любовь и ненависть, равновесие и разновесие, воля и безволие. Каждое имеет свой антипод, отрицающий его положительные свойства. Это обстоятельство имеет свои хорошие стороны, так как дает возможность трансмутировать нежелательные качества по направлению линии родственных противоположностей в качества желательные. Именно полюсность допускает явление трансмутации. Нельзя трансмутировать то, что не выявлено на полюсах. Тот, кто ни холоден, ни горяч, а только тёпел, – человек, не выявивший в себе ни положительных, ни отрицательных качеств, то есть их потенциала. А потенциал, даже отрицательный, дает возможность в той же степени выразить и потенциал положительно, то есть силу его, в то время как тепленькому выражать нечего.

 

1959 г. 040. Мы Говорим не о прощении, а об изжитии качеств духа, вызвавших нежелательные поступки, и о трансмутации их в качества положительные по линии родственных противоположностей, и при том не порывая причинную кармическую цепь следствий. В самом проступке скрыта уже эта трансмутирующая сила, стоит только переменить полюс ее приложения. Горячий или холодный к эволюции годен, но тепленький – нет. Потому совершенные проступки не могут служить препятствием для восхождения духа, если принцип трансмутации прилагается в жизни путем перерождения отрицательных качеств духа по линии их противоположностей в качества положительные.

 

1964 г. 418. Так, трансмутация собственного характера по линии родственных противоположностей станет доступной, возможной и осуществимой.

 

1963 г. 499. (Окт. 24). Трансмутация нежелательных качеств духа по линиям направления родственных противоположностей возможна лишь тогда, когда сила этих отрицательных качеств объявлена с достаточной силой».

Грани Агни Йоги

6.2. «А Я Говорю: Равновесие достижимо, спокойствие достижимо и достижимо собой овладение»

«1958 г. 371. Если дух хочет утвердить в себе какое-либо качество, свойство или черту характера, должен он довести устремление это до такой степени напряженности, когда осуществление его становится уже неизбежным. Если что-то не удается и какое-то качество не утверждено, значит, огненной силы в желание свое вложить надо больше. Формулу «Достижимо все» следует понимать в приложении к жизни. А Я Говорю: равновесие достижимо, спокойствие достижимо и достижимо собой овладение.

Итак, утверждение желаемых качеств начинается с принятия этой формулы. Если достижимо любое качество, то имеется и путь достижения. Одного лишь желания мало. Желание – лишь одна сторона. Другая – это труд постоянного применения утверждаемого качества во всем, везде и всегда. Пусть вначале в больших делах и особенно в моменты неожиданности опыт не всегда удачен, зато в делах малых и маломалейших удача возможна вполне. При неуклонном постоянстве ярого, напряженного желания утвердить данное качество добиться успеха в малых делах не так уж трудно, но невозможно добиться сразу всего. Но если удастся в воплощении данном утвердить хотя бы одно качество, скажем, равновесие, это уже будет великим достижением.

Но нужна симфония качеств, и в каждый данный момент, делая основную установку на избранное качество, не следует забывать, по возможности, и о других, особенно в делах малых и маломалейших, не требующих слишком большой затраты энергий. Надо следить за собой и надо знать, чего хочешь. И надо особое внимание обратить на мелочи жизни. Если в больших делах уявлено полное спокойствие, а в малых домашних страдает оно, то цепь не цельна. Но цену имеет лишь цельная цепь, все звенья которой одинаково прочны.

Следует обратить свое внимание на поведение свое в малых делах. Их всегда много, их без конца, именно они-то и вызывают малые неуравновесия. Малые чувства земные, не подчиненные контролю воли, как свинцовые печати на крыльях. Они постоянно заставляют вибрировать астральную оболочку на волне раздражения, недовольства, беспокойств или страха. Эту свору чувств мелких, своеволие их, надо сдержать твердой рукой. Они столь малы, столь незаметны, что часто ускользают от внимания дозорного сознания, хотя и приносят вред, и притом вред немалый. Эту саранчу мелких чувств следует уничтожить полностью. Они не нужны. Трудно даже представить себе, что без них можно жить, и при этом ничего не теряя в полноте своего выражения.

Их уничтожив, можно подумать о чувствах больших, например, чувстве страха или ужаса. Не нужны и чувства большие, не нужны совершенно, по крайне мере, многие из них, как, например, обиды, ненависть, злоба, отчаяние, зависть, ревность и прочие все омрачители духа. Их гнездо и рассадник – астрал. Не в больших чувствах и малых вред и беда, а в астрале, который их порождает и ими живет. Уничтожая малые чувства, при каждой победе над ними утверждает дух власть свою над астралом. Человечество достигает той ступени развития, когда становится ненужным астрал. Он шестой расе не нужен. Шестая раса идет, и шестой принцип – основа, на которой будет она развиваться. Утверждение равновесия и симфонии качеств сведет на нет движения в астральном проводнике, и он, сыграв большую и значительную роль в эволюции человека, со сцены его жизни сойдет. Вот почему для духа, устремленного в будущее, борьба с астралом своим и победа является очередной и непреложной задачей. Начав с малых побед над маломалейшим, можно добиться больших и великих. Но надо начать...».

Грани Агни Йоги

«1953 г. 269. Мало прочесть, мало понять, мало продумать, мало пожелать, мало провести день в его утверждении, нужна нескончаемая цепь поступков, утверждающих те качества, за которые идёт борьба. Борьба за утверждение качеств бесконечна, ибо свойство любого качества – его беспредельность. Потому состояние сознания, постоянно утверждающего то или иное качество, должно стать выражением жизни сознания. Нет такого момента, когда сознание не выражало бы собой какое-нибудь качество: не раздражение, не уныние, не недостатки и слабости, но именно санкционированное духом качество. И тогда симфония качеств станет не мечтой, а действительностью. Итак, состояние непрерываемой борьбы за сознание своё да будет ступенями бесконечной лестницы восхождения».

Грани Агни Йоги

«...Мало того, чтобы владеть лишь некоторыми качествами, нужно познать их полное сочетание. Симфония качеств подобна симфонии сфер! Если одно качество разовьется прекрасно, а другие будут отставать, то получится диссонанс разрушительный. Диссонанс может быть расслабляющим или раздражающим, или даже разрушающим. Равновесие качеств дается большим напряжением сознания. Пастырь должен заботиться, чтобы собрать стадо, также человек должен вылечить занемогшее качество. Сам человек отлично знает, которое его качество страдает. Жизнь дает ему возможность испытывать любое качество. В каждом обиходе можно найти приложение любого качества. Если человек начнет уверять, что он лишен возможности приложить свои лучшие качества, он докажет свое отупение. Наоборот, если человек радуется случаю приложить свои качества, он покажет расширение сознания. Затем придет и следующая ступень радости, а именно о красоте симфонии качеств».

Братство, 60

.Равновесие качеств дается большим напряжением сознания. Равновесие достижимо, спокойствие достижимо и достижимо собой овладение. Состояние непрерываемой борьбы за сознание своё да будет ступенями бесконечной лестницы восхождения