Судьба картин Н.К. Рериха серии «Майтрейя»В 2010 году нам довелось побывать в Нижнем Новгороде. Знали, что в Нижегородском художественном музее находятся знаменитые картины Н.К.Рериха серии «Майтрейя». История появления этой серии картин Рериха именно в Нижнем Новгороде интересна. Из материалов Рериховских чтений в Государственном музее искусств им. Кастеева, 2 апреля 2006г. подготовленных Глущенко Л.И. г.Алматы. «….Центрально-Азиатская экспедиция Рериха (1923 – 1928г.г.). Кроме задач художественных и научных у экспедиции были и «иные» задачи, о которых, к сожалению, мало известно широкой общественности. Николай Рерих выполнял ответственную посольскую миссию Гималайских Махатм. Миссия несла важнейшую эволюционную задачу – Учителя Востока протягивали руку помощи молодому советскому государству. Рериху было поручено посетить Москву, встретиться с представителями правительства, передать письмо и предметы, имеющие сокровенный смысл. Он вез в Москву ларец из слоновой кости времен Великого Акбара ( император Индии, 1555-1605 г.г.) с «землей, где ступал Будда, думая об общине мира», («И земля – земля Будды – переносится на великую могилу», 1, стр.273), послание Гималайских Махатм к советскому народу, а также серию своих символических картин «Майтрейя», написанных во время трехмесячного стояния в Хотане. Картины серии «Майтрейя» были переданы советскому правительству во время кратковременного пребывания Рерихов в Москве. Об этом свидетельствует составленный Николаем Константиновичем рукописный список передаваемых в дар картин. Сегодня этот документ представлен в экспозиции Международного Центра Рерихов (Москва) в зале Центрально-Азиатской экспедиции, а его фотокопия опубликована в сборнике «Рерих. Пророчества» (В.П.Князева, И.П.Кузнецова, Е.П.Маточкин, Самара, издательский дом «Агни», 2004). Рерихи шли в Москву вестниками о том, что «лучшие умы Востока видят в коммунизме единственную эволюцию», учение Будды есть революционное учение, а Майтрейя, грядущий спаситель в буддизме, есть символ коммунизма. Сотни миллионов буддистов могут быть привлечены к мировому движению общины. Союз буддизма с ленинизмом даст мощный импульс эволюции. Эти мысли Рерих должен был передать представителям правительства. О посещении экспедицией Рериха Советского Союза знали немногие. Формально экспедиция во главе с художником должна была находиться на одном из этапов своего официально утвержденного пути где-то в северной части Центральной Азии. О поездке же в Москву вообще знали лишь доверенные близкие. Эти меры безопасности Николай Константинович вынужден был принимать из-за сложной политической ситуации в регионе, неоднозначного отношения в мире к молодой советской республике, откровенного противостояния со стороны иностранных разведок и, в первую очередь, английской, которая считала себя, в те годы, полноправной хозяйкой в Азии. Николай Константинович опасался доверять подробности маршрута и почте. В Москве у Рериха состоялись беседы с наркомами Г.В.Чичериным и А.В.Луначарским. Оба наркома с большим интересом отнеслись к рассказам художника об Индии и Тибете, а также к его планам дальнейших научных исследований в Азии. Ларец и послание Николай Константинович вручил Чичерину Г.В., а тот их передал в Институт Ленина. Подаренная Рерихом серия картин «Майтрейя» долго пылилась в одном из кабинетов Совнаркома. Подарок был принят, но символика его и значение не поняты. Помощь Высшая была отвергнута. И потому все последующие события в стране развивались не по самому лучшему варианту. Случайно о даре Рериха узнал вернувшийся из Сорренто А.М.Горький, которого связывали с Николаем Константиновичем давние дружеские отношения. В течение нескольких лет полотна серии «Майтрейя» украшали столовую подмосковной дачи писателя в Горках. По словам очевидцев, он часто задумывался о чем-то, рассматривая их. А потом как-то особо произносил: «Любопытные вещи». В 1936 году по завещанию А.М.Горького картины были переданы художественному музею города Горького, который ныне переименован в Нижний Новгород. Сам Н.К.Рерих серии «Майтрейя» придавал большое значение и интересовался ее дальнейшей судьбой. В письмах он называл ее «Красный Всадник». В Новгородском художественном музее эта серия находится и по сей день, за исключением картин «Шамбала идет» и «Гора Ленина», местонахождение которых нам неизвестно». http://www.roerich.kz/shurnal/texts/rer_about_lenin.htm Из Сборника материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха. Автор доклада И.Н. Кузнецова. Н.К. Рерих и Нижний Новгород «...Именно от А.М.Горького поступило в художественный музей большинство рериховских произведений - восемь из одиннадцати. Основу их составляет живописная сюита "Майтрейя. Красный всадник", созданная художником в 1925 году, в Западном Китае, в Хотане, во время знаменитой Центрально-азиатской экспедиции. Она состоит из семи картин: "Шамбала идет", "Конь счастья", 'Твердыня стен", "Знамя грядущего", "Мощь пещер", "Шепоты пустынь", "Майтрейя-Победитель". В экспозиции музея представлено шесть работ серии. Местонахождение первой по замыслу художника картины "Шамбала идет" не установлено. Известно лишь, что стилистически она повторяет старинную тибетскую танку "Красный всадник", приобретенную художником в Ладаке в 1925 г. В 1926 г., закончив первый этап путешествия, Н.К.Рерих посетил Москву, где встретился с А. В.Луначарским, Г.В.Чичериным, Н.К.Крупской. В дар советскому правительству он передал ряд картин, среди них и серию "Майтрейя". В начале 30-х годов эти картины оказались у А.М.Горького и в 1936 г. Были переданы им Горьковскому художественному музею. Н.К.Рерих интересовался дальнейшей судьбой серии "Майтрейя". В 1947 г. за несколько месяцев до смерти он писал И.Э.Грабарю: "Хотелось бы знать, куда девалась моя сюита "Красный всадник" из восьми картин, оставленная в Москве в 1926 г. Не пропала же? В монографии 1939 г. эти картины были воспроизведены. Жаль, что мой брат в Москве умер. Он, наверное, знал бы и о картинах, и о моем архиве". Спустя месяц, получив ответ, Рерих писал тому же адресату: "Дорогой мой друг Игорь Эммануилович... Спасибо за весть о картинах, хорошо, если они в Музее Горького. В рижской монографии почему-то выпустили общее название серии, и они там, начиная от "Шамбала" до "Майтрейя". Вольтер (1) их видел в 1926 г., о нем я хорошо вспоминаю, привет ему. Картины были оставлены в Москве для передачи в Третьяковку". Судьба распорядилась иначе. Вместо Третьяковской галереи картины попали в Нижегородский государственный художественный музей. Принимая во внимание убеждение Н.К.Рериха в том, что "каждая вещь имеет свое место", каждая картина "свою карму", что "случайностей не бывает", все скоординировано и подчинено высшей целесообразности, следует лишь констатировать закономерность пребывания рериховских произведений в музее Нижнего Новгорода, в центре России. Во всяком случае, Святослав Николаевич Рерих в беседе с автором этих строк выражал искреннее удовлетворение тем, что произведения отца находятся в постоянной экспозиции одного из крупнейших периферийных музеев страны, намереваясь в будущем пополнить его собрание и своей картиной». (1. Вольтер Алексей Александрович – советский художник, некоторое время учился у Н.К. Рериха.) http://gallery.facets.ru/show.php?id=499 Вот так выглядит Нижегородский художественный музей А это небольшой, скромный зал Н.К. Рериха, в котором представлены те самые картины серии "Майтрейя" |