Троице-Сергиева Лавра. Апрель 2007 года
В Троице-Сергиевой Лавре нам довелось побывать не однажды, а в апреле 2007 года мы случайно стали свидетелями какого-то церковного праздника, прошедшего с крестным ходом, обставленного красочным шествием служителей лавры в ярких, праздничных одеждах. Подобный церковный праздник, тем более с крестным ходом, мы видели впервые.
Жизнь церкви – это своеобразная, другая планета людей.
Фотографии сохранили выразительность лиц, наблюдающих за шествием, строгость и одновременно торжественность на лицах священников, и этим они, выразители своей планеты людей, для меня привлекательны.
Троице-Сергиева Лавра
Трапезная у стен Лавры
Купола, словно вершины пирамиды, уходящие в небо
Лавра в лицах
Торжественное шествие
Мы не относимся к пастве церкви, не знакомы с ее ритуалами и праздниками. У нас сложилось свое понятие Бога и свое мнение о современной религии, какой бы веры она ни была. Мы идем к Высшему разными с церковью путями, и на снимках этого праздничного шествия меня больше привлекла не ритуальность церковного праздника, не роскошь одежд служителей, а лица простых людей, наблюдающих за процессией. Какая-то детская непосредственность, искренность чувств отразилась на этих таких разных лицах прихожан церкви.
Русичи
Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский
Сергий Радонежский – основатель Троице-Сергиевой Лавры, один из любимых образов в художественном и литературном творчестве Н.К. Рериха.
«Сергий Радонежский (ок. 1321–1391). Один из наиболее выдающихся русских святых; основатель и игумен Троицкого монастыря (Сергиев Посад); «собиратель русских земель», оказавший поддержку московским князьям в борьбе за объединение русских земель и победе над татаро-монгольскими завоевателями на Куликовом поле. В 1422 году канонизирован Русской православной церковью».
Из словаря к письмам Н.К.Рерих
Е.И. Рерих о необходимости установления символизма обрядности и суровой дисциплины в церкви, что требовали «дикие нравы того времени»:
«Сергий не от внешней церковности, но от Духа, и кто понимает иначе, тот слеп и глух. Но повстречаем и таких, кто будет настаивать, что Преподобный Сергий был истинным церковником, ибо он строил церкви и монастыри, устанавливал суровые уставы, обрядность и т. д. Но смысл всей деятельности Преподобного не во внешней церковности, но в его высоконравственно-воспитательном влиянии на его современников. Устанавливая суровые уставы, внося дисциплину в дикие нравы того времени, он творил характер народа, создавая тем мощь государства. Из истории мы знаем, в каком хаотическом состоянии находился дух народа в тяжкие времена монгольского ига и разнузданных нравов враждующих между собою князей. Нужна была суровая школа и узда, и средства к тому нужно было брать из ближайших доступных народу понятий. Нужны были символы, нужна была обрядность для сознаний, выходивших из младенческого состояния».
Е.И. Рерих
Вырождение обрядности во «внешнюю церковность» потеряло вложенный в нее когда-то глубинный смысл и обрело лишь пышность форм.
Н.К. Рерих Земля славянская
Из писем Е.И.Рерих:
«Троицко-Сергиевская Лавра может исчезнуть, и при самом Преподобном она была уже уничтожена, но память о Сергии не умрет никогда, ибо велик магнит духа, заложенный им в душу русского народа. История развития духовности в русской душе и начало собирательства и строительства Земли Русской неразрывными нитями связаны с этим великим Подвижником".
"Во главе нашей родины стоит самый мощный Покровитель, именно ее Строитель и Воспитатель духа народа Преподобный Сергий Радонежский. Семена, заложенные Им, не умерли и живут в глуби народной. В сужденные сроки они взойдут чудесными ростками. Вот и Троицко-Сергиевская Лавра уже восстанавливается, и народу напоминают о чудесной защите родины ее Основателем против татар и поляков".
"С нами Преподобный Сергий – «Великий», «от Бога данный России Воевода» – так именуется Св. Сергий в Акафисте».
Рерих Е.И. Письма
|