Приближайся всеми силами, наблюдай всеми мерами,
исследуй всеми способами, познавай всем дерзновением,
являй неутомимость и воспламенись каждым
нахождением Истины.

Мир Огненный ч.1, 433

Запретный город

Площадь Тяньаньмынь

Площадь Тяньаньмэнь (Tianan Men) - площадь Ворот небесного спокойствия находится в самом центре Пекина.

Страж дворцовой площади

В центре площади установлен монумент Народным героям, за ним – мавзолей Мао Цзэдуна, где находится саркофаг с его телом.

Интересно, что на экскурсиях по дворцовому комплексу и не только среди туристов преобладали, прежде всего, сами китайцы, по-видимому, приезжающие с разных мест Китая.

«Запретный город» в Пекине ( Гугун) – дворец императоров поднебесной

Из справочников: Запретный город находится в центре Пекина к северу от площади Тяньаньмэнь. Представляет собою большой комплекс сооружений, который гармонично сочетает многочисленные макро - и микроансамбли, включающие в себя элементы живой природы, а также храмы, мосты, беседки и театры.

Все сооружения Запретного города располагаются в соответствии с архитектурной традицией на главной оси — с севера на юг.

Запретный город в плане представляет собой прямоугольник, с каждой стороны которого находятся ворота. По периметру дворцовый ансамбль окружён стеной длиной 3400 м и рвом с водой.

Панорамный снимок Запретного города

Краткая информация об Императорском дворце, или Запретном городе в Пекине:

  • один из крупнейших средневековых ансамблей Китая;
  • был построен в 1420 г. Дворец возводили с 1406 года по 1421, почти 15 лет;
  • площадь дворца составляет 720 тысяч кв.м.;
  • в строительстве Запретного города принимало участие свыше миллиона рабочих и около 100 тысяч различных мастеров;
  • состоит из более чем 800 зданий с 9999 комнат (во дворце Потала в Тибете - 999 комнат);
  • на протяжении 500 с лишним лет во дворце жили 24 императора минской и цинской династий.

О Запретном городе написано много. Желающие получить об этой достопримечательности Китая более подробную информацию могут найти ее в интернете в большом объеме.

Я же, в созвучие со своей темой о проходящих сквозь время отголосках древнего знания ушедших цивилизаций, приведу лишь несколько заинтересовавших меня пояснений из справочников «о некоторых интересных малоизвестных особенностях дворцового комплекса, хранящих на себе печать исторических событий».

1.Запретный город — смысловой центр не только Пекина, но и всего Китая. Вместе с городскими воротами, лежащими по линии юг-север, он образует иероглиф «середина» (中 чжун), одну из основных категорий китайской философии и культуры, в центре которого находился трон правителя. Весь Гугун – это сложная система знаков и символов, и если их знаешь, то начинает открываться его глубинный смысл.

2.Символика Запретного города.

Планировка Гугуна подчинена теории «у-син», согласно которой в мире есть пять первоэлементов, порождающих все остальные вещи и явления природы: дерево, огонь, земля, металл и вода. Фасады главных зданий дворца обращены на юг: поскольку югу принадлежит огонь, а огонь порождает энергию, заключающую в себе мужское активное начало, или Янь (Солнце), то отсюда нужно управлять империей. Север, символизирующий воду, порождает Инь (женскую сущность, Луну), поэтому жилые покои находятся в северной части.

Жёлтый цвет — это цвет земли, центра мироздания; он олицетворяет могущество императора, поэтому крыши в Запретном городе покрыты позолоченной черепицей. Стены и столбы дворца выкрашены в красный цвет, отождествляемый с торжественностью, богатством и почётом. Вода представлена искусственным каналом — «Золотой рекой», через которую перекинуто 5 мраморных мостов, символизирующих 5 добродетелей: мудрость, человеколюбие, верность, правдивость и уважение традиций. В самой северной части Запретного города разбит императорский сад. В нём много водоёмов, беседок, бамбуковых зарослей, цветущих клумб и причудливых камней. Императоры здесь отдыхали и упражнялись в сочинении стихов, а жёны-императрицы устраивали смотрины кандидаткам в наложницы.

3. Трон Дракона. Наиболее торжественные мероприятия происходили во дворце Высшей гармонии, где находился главный трон императора – трон Дракона.

В "Тайной Доктрине" сказано:

«Китайцы, одна из наиболее древних народностей нашей Пятой Расы, сделали из змия эмблему своих Императоров, которые являются, таким образом, выродившимися преемниками «Змиев» или Посвященных, правивших ранними расами Пятого Человечества. Трон Императора называется «Местопребыванием Дракона», и его одежды вышиты изображениями драконов. Афоризмы в древнейших книгах Китая, кроме того, ясно говорят, что Дракон есть человеческое, хотя и божественное Существо. Говоря о «Желтом Драконе», как о главе прочих, Дуань-ин-ту говорит:

«Мудрость Его и добродетель неизмеримы… он проходит одиноким и не живет в скопищах (он аскет)… Он странствует в местах диких за пределами Небес. Он приходит и уходит, выполняя указ (Карма); в надлежащие времена, если существует совершенство, он выявляется, если нет, он остается (невидимым)».

Тайная Доктрина

Трон императора, Дракона, Сына Неба

«Над троном императора в Зале Сохранения Гармонии находится надпись из четырех иероглифов: 皇建有极 Хуан цзянь ю цзи. Иероглиф цзи («предел», сравни с 太极 Тайцзи — «Великий предел») означает также срединность (中чжун), срединный путь (中道 чжундао), Путь (道 дао). Таким образом, смысл фразы заключается в том, что император, управляя государством, должен придерживаться принципов срединности, беспристрастности, умеренности..».

http://anashina.com/gugong/

Судя по приведенному переводу иероглифов, можно сказать, что древний символизм, скорее, говорит не просто о срединности, а о выборе в пределах Срединного пути. «Следовать «срединному пути» — значит держать золотую середину между физическим и духовным миром, между аскетизмом и наслаждениями; значит не впадать в крайности». (Википедия )

4.Иероглиф, обозначающий мир и гармонию, в названиях трех главных павильонов Запретного города

«Главными сооружениями Запретного города являются три павильона - Тайхэдянь, Чжунхэдянь и Баохэдянь. Они призваны олицетворять непревзойденный авторитет императора, они же служили местом императорских аудиенций. Примечательно и не случайно, что в названиях всех трех павильонов имеется иероглиф «хэ» -- «мир», «гармония».

По учению Конфуция иероглиф «хэ» означал всеобщую гармонию в мире. Пусть между величием богдыхана (императора) и положением простого смертного существует огромная разница, но и богдыхан и простой смертный живут на одной Земле, под одним Небом, и в духовном плане между ними должно существовать равновесие. Это равновесие и есть «хэ».

Всему отводится свое место: император вознесен над всем окружающим миром, простые смертные довольствуются своим подчиненным положением; «хэ» существует между правителем и слугой, между отцом и сыном, между старшими и младшими братьями, между мужем и женой. Без «хэ» невозможно соединить воедино сезоны года (весну, лето, осень и зиму), невозможно понять отношения в животном мире, невозможно уяснить взаимосвязь Земли и Вселенной.

Одним словом, равновесие «хэ» нужно на Земле, на Небе и в необъятном мире вещей. В ином случае в мире наступит разлад, все будет поставлено с ног на голову. Важность «хэ» признавали и ученые других школ Древнего Китая. Можно сказать, что с древности китайцы считали «хэ» самым идеальным состоянием вещей и дел. Основатели династии Цин - это пришельцы с севера, покорившие Китай (маньчжуры). Немудрено, что для них ничего не было важнее продолжительности сохранения своей власти и порядка в стране. «Хэ» для цинских правителей было главным пожеланием.

Придерживаясь идеи «хэ», они стремились объединить страну, чтобы сохранить навеки свое господство. Эта идея хорошо просматривается в названии девиза правления цинского императора «Шуньчжи» (в буквальном смысле означающего «благоприятное правление»). Все вышесказанное поможет вам понять присутствие иероглифа «хэ» в названиях трех главных павильонов «Запретного города».

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/seleonov/post109529493/

Почему дворец "Запретный город" называется запретным?

«В давние времена в Запретный город простые смертные попасть не могли.

Он находится в самом сердце Бэйцзина, что переводится как "Северная столица" (хотя нам этот город больше известен под именем Пекин) под защитой высоких стен и глубокого рва (не считая более традиционной и хорошо вооруженной охраны). Место для его постройки выбирали очень тщательно, с помощью астрономов, не полагаясь на случай. Ведь жилище императора должно было находиться точно в центре земного мира так же, как дворец Небесного императора воздвигнут в центре звездного неба там, где так ярко сияет Полярная звезда.

Запретный город в Пекине является крупнейшим и самым таинственным дворцовым комплексом мира. Более 500 лет служивший домом 24 императорам Китая, дворец был закрыт для простых граждан. Всех, кто осмелился нарушить это правило, ждала смерть.

Место для строительства выбиралось в соответствии с фэн-шуй: с севера строение окружают горы, вход ориентирован на юг, внутри города протекает река, мягко огибающая дворцы, что по убеждениям фэн-шуй позволяет накапливать энергию.

Существует легенда, что дизайн Запретного города пришел во сне монаху, который нарисовал проекты для князя Чжу Ди в конце XIV века. Став императором Китая, он начал воплощение своей мечты. Чжу Ди построил Запретный город в Пекине и объявил его новой столицей Китая и центром вселенной, откуда божественные императоры могут управлять Поднебесной более эффективно».

Источник: http://otvet.mail.ru/question/69824348

"Гугун, или Запретный город называли еще Цзыцзиньчэн (Пурпурный запретный городок). Почему императорский дворец носит такое название? Дело в том, что по преданию небесный бог живет в пурпурном дворце. Император, который считает себя Сыном неба, следуя примеру небожителей, естественно, должен жить в пурпурном дворце. А название Запретный город возникло потому, что сюда запрещалось приближаться простому народу. Раньше за самовольное проникновение на территорию Запретного города грозила смертная казнь»

Источник: http://www.bambooclub.ru/countries/china/excursions/document6718.htm

"Запретным город назвали потому, что вход в него был закрыт для простых смертных. Доступ для титулованных особ открывался по торжественным случаям и только до Зала Высшей Гармонии (Тайхэдянь), где император устраивал официальные церемонии и вёл переговоры с дипломатами. По богатству украшений Тайхэдянь не имел себе равных во всём Китае. Зал поддерживают 72 колонны. Повсюду: на колоннах, на полу и в орнаментах — присутствуют изображения драконов. В северной части зала установлен императорский трон, вырезанный из сандалового дерева. Над троном под потолком разместился самый знаменитый дракон, который держит в своей пасти жемчужину. Китайцы верили, что дракон охраняет власть императора — если на престол взойдёт самозванец, то жемчужина упадёт ему на голову.

В Гугун невозможно было проникнуть без приглашения. Огромное количество комнат служило надёжной защитой от наёмных убийц: никто, кроме доверенных слуг, не знал, в какой комнате император будет ночевать".

Источник: http://www.putidorogi-nn.ru/

***

Времена Запретного города прошли, сегодня его чаще называют Гугун – Бывший дворец, или Дворец прежних правителей. Ворота Гугуна сегодня открыты для всех желающих осмотреть бывший императорский дворец. Медные шары на воротах, как водится, на удачу затерты посетителями до блеска.

Чтобы попасть в Запретный город, нужно пройти несколько ворот. За воротами открываются виды на огромные площади, на которых возвышаются построения величественных зданий императорского дворца. Они стоят друг за другом на мраморных платформах высотой 8 м.

За Залом Высшей Гармонии (Тайхэдянь) следуют Зал Срединной Гармонии (Чжунхэдянь) и Зал Сохранения Гармонии (Баохэдянь). Отсюда Сыны Неба вершили свою власть.

Гугун построен в соответствии с традициями строительства китайского жилища. Жилые строения и галереи, соединяющие их, стоят по периметру, в середине — квадратный или прямоугольный двор.

Строения Гугуна

Залы Гугуна

Львы – грозные Стражи Властелинов мира и порядка

Пара львов означает «дважды сильного» властелина, а также стража дверей, врат и сокровищ, либо Древа Жизни. (Из энциклопедии символизма)

Черепаха — символ долголетия

Журавль — символ мудрости

Солнечные часы

Фигурки, украшающие конек кровли

«На всех строениях «Запретного города» можно видеть керамические глазурованные фигурки животных, украшающие конек кровли. Некоторые фигурки имеют застывший благообразный вид, другие выглядят более живо. Но все они играют не только декоративную роль, им в китайском зодчестве отведена важная роль неотъемлемых элементов сооружения.

Существуют строгие правила и касательно порядка их расположения. Образы, запечатленные в кровельных фигурках, являются персонажами мифов. Некоторые из них олицетворяют благополучие, другие - храбрость и суровую непреклонность. Издали они напоминают небесных воинов, слетевших с небес и остановившихся над бездной. Их можно представить также в роли богов, спустившихся на кровлю для того, чтобы наблюдать за людскими тайнами.

Традиция украшать конек кровли мифическими фигурками не только преследует цель придать зданию пышность, но также является выражением пожелания благоприятной погоды и государственного спокойствия. Гораздо более важной, чем просто декоративное украшение, выглядит роль кровельных фигурок в предупреждении течи кровли. Эти элементы декорации также выражают идею благополучия и призваны служить амулетом, отпугивающим несчастье».

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/seleonov/post109529493/

Искусно изготовленные древними мастерами медные котлы для воды, для разжигания огня и курильницы для благовоний служили своему предназначению и одновременно украшали дворцовую площадь.

В таких котлах хранился запас воды на случай пожара.

Курильница для благовоний

Но больше всего в Запретном городе меня привлекло обилие изображений драконов. В этой традиции еще сохранилось память об истоках происхождения Китая, почитание не только символа власти Императора – Дракона, Сына Неба, но и отголоски памяти о божественных создателях этноса и культуры этой страны, «Змиев», или Посвященных», некогда правивших ранними расами человечества.

Изображение драконов царит повсюду: в интерьерах императорских дворцов, над императорским троном, в обилии мраморных резных балюстрад.

Трон императора

Интерьер жилой комнаты

Мраморные балюстрады. Повсюду драконы, драконы…