Приближайся всеми силами, наблюдай всеми мерами,
исследуй всеми способами, познавай всем дерзновением,
являй неутомимость и воспламенись каждым
нахождением Истины.

Мир Огненный ч.1, 433

Храм Неба

ХРАМ НЕБА

О Храме Неба как символе «космогонических и нумерологических воззрений древних китайцев» (из разных информационных источников).

Все важнейшие сооружения Храма Неба, как и в Запретном городе, расположены на главной оси, протянувшейся через весь город с севера на юг. Храм является крупнейшим в Китае алтарным комплексом.

Храм Неба был построен при династии Мин в 1420 г. В последующие пять веков здесь в день зимнего солнцестояния проходили императорские молебны с жертвоприношениями во славу Неба с просьбой ниспослать хороший урожай.

Территория, на которой находится храмовый ансамбль, опоясана стенами, выкрашенными в красный цвет, и в плане представляет собой квадрат, символизирующий силы Земли. Круглые здания, увенчанные каноническими крышами, покрытыми синей черепицей, олицетворяют небесный свод. Такое сочетание круга и квадрата обозначает союз божественной пары — Неба и Земли.

Беспрерывно варьируясь и повторяясь, эти знаки круга и квадрата вместе с остроконечными синими вершинами конических крыш — символами Неба — как бы напоминают о беспрерывном круговороте стихий.

Панорамное фото комплекса Храма Неба из справочников интернета

Все строения храмового комплекса крыты синей черепицей, которая символизирует Небо.

Обширная территория, на которой расположились эти главные сооружения Храма Неба, распланирована в соответствии с традиционными представлениями о взаимодействии активных и пассивных сил, составляющих единство мироздания.

Три главные постройки комплекса соединяет выложенная светлыми каменными плитами «Дорога духов» протяженностью 600 м Эта дорога символизирует образ «пути Вселенной» — дао, важнейший образ китайского средневекового искусства. Участники ритуала, неторопливо шествуя торжественной процессией по «Дороге духов», должны были созерцать и постигать красоту храмового ансамбля — его зданий, белокаменных резных оград и ворот — и тем самым как бы приобщаться к законам и ритмам мироздания.

Храм Неба - символ Пекина, единственный храм круглой формы. Храм увенчан ярко-синей черепичной крышей с позолоченной шишкой наверху. Высокая трехъярусная кровля поддерживается 28 деревянными колоннами без использования гвоздей и цемента.

В храме нет ни одной случайной детали — все подчинено символике, уходящей корнями в традиционные верования китайцев. Колонны окрашены в красный цвет — цвет огня. Огонь символизирует брачный союз Неба и Земли. Четыре центральные колонны храма символизируют четыре времени года: весну, лето, осень, зиму. Двенадцать колонн среднего ряда — 12 месяцев года. Двенадцать колонн наружного ряда обозначают 12 двухчасовых отрезков времени суток. Все вместе двадцать восемь колонн символизируют 28 созвездий.

Колонны выкрашены красным лаком. Красный цвет — это цвет Огня, рождённого в брачном союзе Неба и Земли. Своды купола декорированы красочными фресками. В самом центре купола изображён Золотой дракон, держащий в лапах жемчужину мудрости.

***

Нам не удалось попасть в Храм Неба, он был закрыт на ремонт перед олимпиадой, но в осмотре остальных строений храмового комплекса наибольшее впечатление произвел Алтарь Неба.

Алтарь Неба – третье главное сооружение храмового комплекса, где приносились жертвенные дары Небу. Это круглая ступенчатая трехъярусная пирамида из белого мрамора. Диаметр основания алтаря составляет 67 м. Четыре ведущие на вершину лестницы и многочисленные уступы алтаря окружены мраморными балюстрадами, украшенными резными изображениями драконов и фениксов, — это знаки дождя и солнца.

Всего балюстрада имеет 360 таких фигурных столбиков, что соответствует числу градусов, на которые астрономы разделяют небесный свод. Все плиты алтаря также расчерчены по радиусам на нумерологические знаки. В союзе Неба и Земли благоприятными считались только нечетные числа.

Так, цифра 3 — число ярусов алтаря, являлась важнейшей, так как символизировала три основные силы Вселенной — небо, землю и человека; три источника света — солнце, луну и звезды; три рода уз, связывающих людей: между государем и чиновниками (справедливость), между отцом и сыном (любовь), между мужем и женой (согласие). Цифра 5, символ пяти стихий, отождествлялась со счастьем. Цифра 7 — символ добродетели.

Все размеры алтаря – длина, высота кратны девяти. В каждом ярусе – девять плит, между ярусами – девять ступеней. Цифра 9 – магическое число неба, она благоприятствовала союзу Земли и Неба, поэтому лестницы, ведущие от верхнего яруса алтаря к среднему, имеют 9 ступеней, а диаметр каждого яруса соответствует числам, кратным девяти.

Три яруса алтаря символизируют небесную, земную и человеческую стихии.

Каждый ярус обнесен ограждением из ряда фигурных мраморных столбиков.

Точно в центре алтаря находится небольшая круглая плита – фокус небесного свода. Точка, откуда легче всего было войти в контакт с высшей реальностью. Именно здесь полагалось стоять Императору, здесь император преклонял колени перед табличкой духа неба.

По окружности центральной плиты расположены девять плит, образующих первое кольцо, во втором кольце – их уже 18, в третьем – 27, а в девятом – 81 плита, то есть число плит кратно священной в древнем Китае цифре 9.

Сюда по широким лестницам поднимался император во главе пышной процессии, чтобы исполнить традиционный обряд. Дорога к алтарю проходит через три легкие каменные арки.

При строительстве Алтаря Неба не применялось железо и цемент.

Тяньсиньши обладает необычными акустическими свойствами. Если встать в центр площадки и произнести слова, то звук заметно усиливается, и даже слова, произнесенные шепотом, слышны во всех уголках.

Это усиливало впечатление от молитвенной церемонии. Приближенным императора казалось, что голос его гремел, доходя до самого священного Неба. Этот эффект резонанса производил особое впечатление от молитвенной церемонии.

Сейчас каждый посетитель желает попробовать свой голос, становясь в центре круга. Но это удается лишь, когда в Храме Неба немноголюдно, а иначе шум толпы заглушит ваш голос, обращенный к Небу.

Назначение Храма Неба

С древних времен в Китае молитвы Богу Земли и Богу Неба являлись одними из главных религиозных ритуалов императорского двора. Большое значение придавалось почитанию духов природы, и чтобы заслужить их благосклонность, китайцы совершали жертвоприношения.

Древние китайцы знали, что среди людей живет множество духов как добрых, так и злых. Причем, если не заручиться их благосклонностью, навредить могли и те и другие. Задача завоевать снисходительное отношение этих нематериальных существ была не из легких, ведь их количество выходило за все разумные рамки. Только здоровье человека зависело от тридцати шести тысяч духов.

Процесс их задабривания был предельно прост – им приносили жертвы. Причем человек, согласно своему социальному статусу, мог приносить жертвы только строго определенным духам. Крестьяне, например, – духам домашнего очага или предков, аристократия – духам рек и гор. Родственники императора – духам Луны или Солнца. Верховным божествам – Небу и Земле – жертвы приносил сам император.

Только император, который считался сыном Неба, обладал священным правом приносить жертвы верховным божествам — Небу и Земле, поскольку его особа считалась священной, рожденной Небом и Землей.

Только Сын Неба мог обращаться к высшим силам с просьбой благополучия и процветания для всей страны.

Великолепное сооружение Храма Неба было местом, где Император общался с Богами. Два раза в год в период солнцестояния правитель Китая отправлялся в Храм со своими придворными, чтобы помолиться и принести жертвоприношения

Совершаемый обряд имел огромное значение. Простые люди не имели возможности присоединиться в своих просьбах к Императору, но с нетерпением ждали новости о том, как прошла церемония. От удачной церемонии ожидалось, что Боги пошлют урожай, отведут беды от всего народа.

Как проходила церемония поклонения небесам?

Три раза в год император, считавшийся Сыном неба, приносил великие жертвы верховному божеству. Придворные астрологи скрупулезно высчитывали наиболее подходящую для этого торжественного мероприятия дату. Обычно это происходило в день зимнего солнцестояния, в первый лунный месяц и в начале лета. Министерство церемоний тщательно следило за соблюдением всех процедур, от которых зависело благополучие всей империи.

Подготовка начиналась за два месяца, когда две тысячи солдат тщательно убирали территорию храма.

Ночное шествие императора к алтарю обставлялось с необычайной торжественностью и сопровождалось музыкой и ритуальными танцами. Главной обязанностью императора в Храме Неба являлось принесение жертв Небу и Земле и вознесение молитв о ниспослании урожая.

Весь ритуал напоминал театрализованное представление. При свете бесчисленных факелов жрецы в длинных голубых (цвет неба) шелковых одеждах ставили на вершину алтаря голубые таблички с именем верховного владыки Неба Шанди. Ниже ставились таблички духов Солнца, Большой Медведицы, пяти планет, 28 созвездий, таблички духов Луны, ветра, дождя, туч и грома. Перед табличками раскладывались богатые жертвоприношения: куски голубого шелка, голубого нефрита, яства и напитки, туши домашнего скота.

Под звуки древней ритуальной музыки император, облаченный в особое ритуальное голубое одеяние, на котором были золотом вышиты солнце, луна, звезды и драконы, поднимался на вершину Алтаря Неба и трижды преклонял колени перед табличкой с именем владыки неба Шанди.

В образе храма Неба в Пекине наглядно воплотились представления китайцев о мироздании и его законах. Вероятно, это самый большой храм в мире, целиком посвященный аграрно-заклинательным обрядам — самым древним религиозным обрядам на земле.

Источники:

Дорога к Храму Неба

Сказано, что Храм Неба – энергетически особенное место. Здесь соединяются Небо и Земля, Инь и Ян, Дух и Материя.

Эта особенность ощущалась именно на Алтаре Неба, у его центрального камня, под открытым небом. Возможно потому, что, как у нас говорят, это было «намоленное место» – особое место соединения неба и земли. Камень, как кристалл, создает благоприятные условия такого соединения и способен долгое время сохранять отличительную особенность ауры намоленного пространства. Именно на этом камне в течение многих веков императоры Китая с молитвой обращались к небу.

Обилие драконов, увековеченных в камне, также в какой-то мере способствуют насыщению пространства из древнего источника. Изображение драконов преобладает повсюду в храмовых комплексах.

Мраморные балюстрады Храма Неба украшены резными изображениями драконов и фениксов.

Каждый из трех ярусов алтаря разделен на 9 колец, символизирующих 9 сфер неба.

За алтарем находятся жертвенные печи для сжигания жертвоприношений в честь Бога Неба.

Жертвенные печи

За пять дней до начала церемонии чиновники тщательно отбирали приготовленных в жертву животных. От человеческих жертв в Китае отказались еще три тысячелетия назад. В Средние века для этих целей использовали животных и птиц, зерна, шелк, драгоценные камни и бумажные деньги.

Дровяная Печь, сделанная из кирпичей, покрытых зеленой глазурью. Эта печь предназначалась для сжигания жертвоприношений в честь Бога Неба.

Восемь чугунных печей в одном ряду. Они использовались только для сжигания даров, которые клали на мемориальные плиты сбоку от них.

Храм Неба сегодня

Сегодня территория Храма открыта для посещения широкой публики, здесь можно встреть туристов со всего мира, но больше всех – самих китайцев.

Мы с сожалением смотрели на то, как толпы посетителей прогуливались по алтарю, бросали мусор, стояли в очереди, чтобы с криком и ликованием сфотографироваться на центральном камне алтаря. Ушло у людей чувство почитания соприкосновения с местом, где все китайские императоры прошедших веков преклоняли колени в надежде быть услышанными богами. Ушло тонкое ощущение энергетики этого особенного места, где «соединяются Небо и Земля, Инь и Ян, Дух и Материя». Ушло величие прикосновения к Алтарю Неба именно как к фокусу небесного свода, откуда легче всего было «войти в контакт с высшей реальностью».

Пришлось дожидаться, когда схлынет нашествие любителей старины, чтобы сфотографировать главный камень Алтаря Неба.

Парк вокруг Храма Неба

Храмовый комплекс со всех сторон окружен кипарисовым лесом.

Парк известен тем, что в нем растут очень древние кипарисы. Мы обратили внимание на деревья со странными толстыми стволами, которые огорожены барьером, но не поняли, что это кипарисы, которым, как оказалось, больше 500 лет.

Сказано, что возраст этого древнего кипариса превышает 500, а по некоторым источникам и 1000 лет. Он называется Кипарис Девяти Драконов.

Старожилы кипарисового леса

В свое время Киссинджер, побывавший тут, заявил, что, обладая деньгами, можно построить себе такой храм, но такие кипарисы невозможно купить ни за какие деньги. Чтобы вырастить подобные деревья, нужно, по крайней мере, лет 500.

В  зимнем парке тихо и немноголюдно

Дерево в специфичном китайском стиле и заботливо укрытые на зиму цветники.

Из истории: В 1900 г., при подавлении восстания Боксеров храм был осквернен экспедиционными войсками. Алтарь Неба показался германскому командованию идеальным местом для установки артиллеристской батареи. А в кипарисовом лесу разместили свои палатки американцы и англичане.

Сегодня из-за постоянной толчеи сотен туристов в Храме Неба трудно уловить интереснейшую особенность – его просто переполняют удивительные акустические эффекты. Например, многократное, оглушающее усиление звука на алтаре неба или дуновение слов возле стены эха. Произнесенные здесь шепотом слова отчетливо слышны на расстоянии шестидесяти метров.

Небо и сегодня отвечает людям, но только они, занятые своими повседневным заботами, этого просто не замечают.

Источник: http://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/210/

Небо и сегодня отвечает людям…
Облака над Храмом Неба.

Гостеприимный Хозяин Поднебесной – Дракон

Многоликие…

«…Небо и сегодня отвечает людям, но только они, занятые своими повседневным заботами, этого просто не замечают».