Приближайся всеми силами, наблюдай всеми мерами,
исследуй всеми способами, познавай всем дерзновением,
являй неутомимость и воспламенись каждым
нахождением Истины.

Мир Огненный ч.1, 433

Красота

КРАСОТА И ДУХОВНОСТЬ

В книге «Живая Этика. Озарение 2-VII-14» ( Издание МЦР, 1993) встретилось непростое для осмысления выражение:

«…Нужно знать, что сознание красоты очень редко живет среди духовности. Разумное понимание явится редчайшим качеством, которое оценится Владыками выше многого».

Недоумение вызвало то, что духовность и красота могут не соответствовать одно другому, когда, казалось бы, духовность есть такое же высшее качество психологии человека, как и осознание красоты, и одно из них соответствует и сопутствует другому… На полях моей книги я поставила в этом месте знак вопроса.

Что такое духовность, чем это качество отличается от Красоты в энергетическом эквиваленте?

В Учении сказано:

"Не следует удивляться, что духовность может быть мертвой, — поистине, может. И часто мы встречаем людей, преисполненных всеми качествами духовности, но, тем не менее, в жизни они остаются холодными и не действующими. К чему послужит им когда-то заработанная духовность? Она, как прокисшее молоко, из которого можно приготовить многие продукты, но уже невозможно вернуть к чистому состоянию молока".

 

Живая Этика

«…духовность, прежде всего, есть сознание … в тонком мире можно наблюдать полусознательные и даже бессознательные посмертные состояния, но только в тех случаях, когда духовность или спит, или отсутствует; когда человек в своих земных жизнях не развивал в себе высших способностей и тем нарушил связь со своими духовными центрами, дающими нам истинное бессмертие богочеловека, владеющего яснознанием...»   

- Е.И. Рерих. Письма

Елена Ивановна, рассматривая семь чувств человека, называет духовность седьмым, синтетическим чувством: «Теперь, что есть семь чувств астральных? Именно, соответствия пяти чувств, определенно ощущаемых в земной оболочке, плюс шестое, еще редко проявляющееся чувствознание, или так называемая интуиция, и седьмое, синтетическое, или духовность».

Антипод духовности -- медиумизм и психизм:

"Духовность не приобретается механическими упражнениями. Медиумизм и духовность – антиподы".  Е.И.Рерих. Письма

Из Учения: «…Уже много раз указывалось на опасность низшего психизма. Значит, нужно помыслить о высшей энергии, которая понимается как духовность".  Живая Этика. 

"Нужно понять, что психизм не есть духовность. Именно, как сказано в Учении, «психизм есть антипод духовности» и лишь удаляет возможности приближения к Вел. Уч. Вот почему Учение начинает и кончает областью духа и так сурово осуждает все упражнения для развития низшего психизма».

Е.И.Рерих. Письма

Путь духовности

«… Конечно, путь Духовности, путь Царственный, гораздо труднее и медленнее, но он и единственный, который слагает все достижения в «чаше». Все психические силы раскрываются естественно у следующего этим путем, и развиваются они на всех семи кругах, т. е. на всех планах – от высшего до низшего, и, сливая их воедино, путь этот оберегает великий синтез. Ни один Учитель не будет сопутствовать ученику в его попытках проникнуть в слои Астрала путем механических упражнений».

Е.И.Рерих. Письма

***

Таким образом, духовность:

  • прежде всего, есть сознание, или качество сознания;
  • есть седьмое, синтетическое чувство человека;
  • это высшая энергия;
  • это «огненный магнит сердца», который может раскрыться, «возгореться, или не возгореться», остаться «холодным».

Однако, как сказано, духовность может спать или отсутствовать, «… когда человек в своих земных жизнях не развивал в себе высших способностей и тем нарушил связь со своими духовными центрами, дающими нам истинное бессмертие богочеловека, владеющего яснознанием».

Что означает понятие  "нарушена связь со своими духовными центрами"?

Богочеловек способен направить частицу себя в разнообразные сферы с различными параметрами плотности и химизма среды обитания. Проецируя себя «по образу и подобию», Богочеловек, словно рождаясь вновь, строит себя из элементов материи этой среды.

Частица Бога

На схеме «Частица Бога» показано поэтапное проявление «Богочеловека» в своем подобии, отраженном в иной сфере обитания  «новорожденном человеке».

В этом построении космически закономерно сохраняется прямая энергетическая связь Высшего сознания с низшим – «связующая магнитная нить» между высшими духовными центрами Богочеловека с аналогичными центрами его двойника:

«...как бы отождествляется двойник и притягивается живая соединительная нить».

Живая Этика

Схема условно разделена на центры высшие (духовные) и низшие (физические), которые связаны между собой как полюсы «+» и «-« единого энергетического процесса. Все соединения между энергетическими центрами происходят по принципу релейного понижения напряжения от высших центров «+» к низшим, погруженным в более плотную материю центрам «-«.

Созданная таким образом энергетическая цепочка отражает действие единого для всего Космоса закона иерархического построения «по образу и подобию», от высшего к низшему. При гармоничном развитии подобной единой энергетической системы высшие, духовные центры сознания должны главенствовать над нижними, т.е. над своими проекциями более низкого потенциала. И только в этом случае развитие «новорожденного» человека будет духовным, когда «все психические силы раскрываются естественно, и развиваются они на всех семи кругах, т. е. на всех планах – от высшего до низшего, и, сливая их воедино, оберегают великий синтез».

Однако, «человек, в своих земных жизнях, не развивал в себе высших способностей и тем нарушил связь со своими духовными центрами»,  высшие центры остались "спящими".

Вследствие нарушения иерархической связи с высшими духовными центрами сознания произошло «разобщение с Высшим Сознанием», и физическое сознание в нарушение космического права стало главенствовать в человеке, т.е. низшее центры сознания человека стали главенствовать над высшими, духовными центрами. В результате сложившегося нарушения развития человек не способен проявить "синтез чувств". Только слитые воедино в высшем своем значении они представляют синтетическое чувство, названное духовностью.

Таким образом, духовность как высшее качество сознания может "раскрыться, возгореться", или остаться "холодной". Сказано: "духовность может быть мертвой, -- поистине может. И часто мы встречаем людей, преисполненных всеми качествами духовности, но, тем не менее, в жизни они остаются холодными и не действующими".

Красота

В издании Учения «Живая Этика. М.: Международный Центр Рерихов, 2003» в заинтересовавшее меня выражение была внесена поправка.

Так в издании 1993г. было:

«…Нужно знать, что сознание красоты очень редко живет среди духовности. Разумное понимание явится редчайшим качеством, которое оценится Владыками выше многого».

В издании 2003г. читаем:

«Нужно знать, что сознание красоты очень редко живет среди духовности. Разумное понимание красоты (354) явится редчайшим качеством, которое оценится Владыками выше многого».

Добавлено пояснение: «354. В предложение вставлено слово «красоты» на основании правки в личных книгах (в тетради слово отсутствует)».

В рижском издании 1928 года это выражение выглядит также:

«Разумное понимание красоты явится редчайшим качеством, которое оценится Владыками выше многого».

Формула Красоты

Как Учение трактует понятие Красота? Оно близко определению Духовности и по сути соответствует ему:

  • Красота – чудо;
  • Красота есть психическая энергия;
  • Красота – это стройность гармонии;
  • Высший Огонь есть высшая красота;

В размышлении над этим вопросом возникло  пояснение  в виде изображения, которое можно назвать «Формула Красоты» и ее емкое определение: 

«Красота – высочайшая энергия, сумевшая гармонично синтезировать утонченную многоцветную гамму энергий в качественно новый высочайший вид».

Качество как совокупность свойств, характерных признаков – это энергия, имеющая определенный цветовой диапазон вибраций.

Символ формулы красоты я попыталась изобразить примерно таким, каким увидела. Формула представляет собою наполненный многоцветной энергетической гаммой конус, или «пирамиду с синтетической Вершиной». В основании – «мир плотный», в котором заложено многообразие форм и видов качественно многоцветной энергии более плотной субстанции. Постепенно утончаясь в восхождении от плотного до более разряженного состояния, потоки многоцветной энергии, достигнув своего высочайшего уровня, трансформируются в универсальный белый цвет, в котором сливаются воедино. Синтез их слияния – вершина, «вспыхнув всеми явленными лучами Красоты», образует качественно новую формулу энергии.

«Невидимо насыщается пространство — так мощно протягиваются огненные нити. Но когда придет час преддверия, мощь огненная вспыхнет всеми явленными лучами Красоты».

Живая Этика

Сказано – символ пирамиды показателен: « Мир плотный так разделяет естества, что даже трудно представить, как они сольются на огненной вершине. Но пирамида строилась для вершины. Основание ее полагалось только для сведения всех сторон гармонично и завершенно».

Живая Этика

Вершина  пирамиды воссоединила в себе все  внутреннее естество, наполняющее ее. Она возвышается над миром, как выразитель его высшего состояния, принадлежащего миру огненному, являя его сияющую красоту.

В философии Платона и неоплатоников  Красота – определение необыкновенных свойств утонченных энергий высших миров, божественная причина гармонии и "светоносности всех вещей".

Становится более понимаемым основоположение, что Красота – это «высший огонь», психическая энергия. Мир Красоты прекрасен во всех своих проявлениях.

Красота, в отличие от духовности, не может быть "мертвой, или холодной", в космическом значении Красота -- это вечная Гармония, синтез слияния энергий высоких побуждений и духовности. 

«Много говорят о красоте, но мало понимают значение гармонии. Красота будет понятием возвышающим. Каждое приношение красоте будет уже жертвой равновесию Космоса».

Агни Йога

«Но Трисмегиста Красота – всеобъемлющая, всетворящая, всепобеждающая сила».

Н.К.Рерих

Красота мысли, красота речи, красота цвета, красота творчества -- все есть энергия в высшем ее значении, обладающая "всеобъемлющей, всетворящей, всепобеждающей силой".

Из "Живой Этики": 

«Безобразная мысль не породит прекрасного действия. Когда говорю о красоте, прежде всего, имею в виду красоту мысли. Мысль имеет форму, значит, красота мысли должна быть понимаема во всех отношениях. Человек не должен мыслить безобразно ради Космоса".

 

"Условие Братства – полная соизмеримость мысли и выражения – это оплот правды красоты.

Высший ритм и будет лучшей профилактикой. Он будет и чистым мостом с Высшими Мирами. Так Мы в Обители Нашей утверждаем Красоту".

 

"Утонченную гамму и ритм Сестры О. можно признать как высшее благозвучие. Не раз такое пение служило умиротворению мира. Даже служители тьмы отступали перед гармонией пения.

Можно привыкнуть пользоваться искусством, как конденсацией сил. Не только возвышение деятельности, но и обострение сил дает произведение красоты".

 

"Однообразие жизни делает сущность жизни столь лишенной красоты. Как же могла жизнь людей покрываться столь скучной, однообразной одеждой, тогда как разнообразие Космоса полно красоты? Когда Космоса сочетания так разнообразны! Ведь отражение Космоса должно рефлектироваться на планетной жизни. И как утвердилось на коре Земли такое однообразное житье, когда каждый дух един в своем роде».

Живая Этика

***

В условиях, когда «человек  в своих земных жизнях не развивал в себе высших способностей и тем нарушил связь со своими духовными центрами», высшая духовность и соответствующее ей высокое чувство Красоты практически утрачены.

Из записей "Опыт": «Одним из понятий духовности можно считать сознательное насыщение индивидуума энергиями гораздо более высокими, чем обыденность окружающего его мира. Из всего спектра востребованности, понимание красоты зачастую занимает одно из последних мест». 

"Уходит Красота - выражение чувств принимает более грубые формы. Красота ушла, и в своих проявлениях человек постепенно становится совершенным биороботом",- пояснение к размышлению о Красоте.

В сложившейся ситуации, когда в массе своей человечество обладает лишь некоторой градацией духовности сознания, оно не способно вместить чувство высокого, чувство Красоты.

Поэтому: «…сознание красоты очень редко живет среди духовности. Разумное понимание красоты явится редчайшим качеством, которое оценится Владыками выше многого».

«Бич нашего времени в том, что мы притупили в себе чувство красоты, стараясь всё снизить и приурочить к сознанию масс.

Осознание и чувство красоты есть такое высокое и редчайшее чувство! Как дорожить должны мы людьми, посылающими эти тончайшие вибрации в пространство!»

Е.И.Рерих

«Неверно сказать — красота спасет мир, правильнее сказать — сознание красоты спасет мир.

Лишь мост духа может уничтожить ту пропасть, которая разверзлась перед человечеством. Мост Духа есть мост Красоты — этими понятиями подвига духа мы взойдем на великую Вершину, которая объединяет Миры».

Живая Этика

Мост Духа есть Мост Красоты

Темный поток отделяет человека от прекрасного, сияющего мира. Человек стоит на крутом берегу потока, устремив взгляд на другой его берег, где видит он сияние необыкновенных миров, причудливых строений, полеты необычных аппаратов. Человека влечет свет тех миров, но преодолеть темный поток он не может. Только Мост Духа соединит человека с Высшими Мирами, с Духом своим, с Богочеловеком, с бессмертием.

 

 

ФОРМУЛА КРАСОТЫ

«Красотой побеждаем. Красотой молимся. Красотой объединяемся».

Н.К.Рерих.