Приближайся всеми силами, наблюдай всеми мерами,
исследуй всеми способами, познавай всем дерзновением,
являй неутомимость и воспламенись каждым
нахождением Истины.

Мир Огненный ч.1, 433

О вере

«Одному художнику заказали символическое изображение веры. Мастер изобразил непреклонную человеческую фигуру. Лик был обращен к Небу, в нем было выражение несломимого устремления, самый взор наполнен огненным сиянием. Явление было величественно, но из-под складок одежды вилась как бы черная змейка.

Когда художник был спрошен — какой смысл заключен в этом темном придатке, который не соответствует сиянию картины? он сказал: «хвостик неверия».

Смысл тот, что даже в сильную степень веры часто закрадывается и черный хвостик неверия. Пусть он напоминает ядовитую змейку. Много отравы разносится такими змейками. Сама блистающая вера делается недейственной при сочащемся яде. Сказано о великой мощи веры, но полной веры, не отравленной».Живая Этика. Братство

Елена Ивановна Рерих часто говорила своим сотрудникам о «доверии к руке ведущей»:

«Положим в основу наших действий великое доверие к Руке Ведущей».

«Храните доверие к Руке Ведущей – без доверия не может быть и помощи, ибо в недоверии отвергнем и помощь посланную».Рерих Е.И. Письма.

Как-то в общении пришлось отстаивать свое мнение о вере как о врожденном качестве человека, проявляемом интуитивно.

Собеседник: Прежде чем спорить уверенно и вам, и мне...

НВ: Вы любите спорить? Вы считаете, что истина познается в споре? Или это уже привитое свойство в общении выражать свое мнение только таким образом?

Как вы думаете, в чем причина вообще всех споров? Почему люди смотрят на один и тот же объект, или ситуацию и описывают их по-разному, хотя это как раз вполне объясняется Учением. Почему народ готов сражаться за свою истину до потери всякого чувства меры и приличий?

Сказано, что взаимопонимание не настанет без «внутреннего соответствия сознания; нужной степени сонастроенности». А это зависит от «развития сознания и степени раскрытия центров».

Я думаю, что во многом причину подобных баталий также определяет понятие «вера» и «неверие». Это свойство присуще всем, но в разной степени.

Что такое вера?

Во-первых, индивидуальные возможности к восприятию информации способом слияния сознаний и считывания ее непосредственно с «причины», скажем так. Это позволяет как бы видеть и чувствовать глубину события иначе, непосредственно из первоисточника.

Во-вторых, вера в те или иные «причины» уже заложена в глубинах нашей памяти. Когда-то мы могли видеть и знать то, с чем сталкиваемся в этой жизни, и что теперь кажется невероятным. Когда-то переживали подобные события, или наблюдали их в Тонком Мире. От степени затемнения физического сознания зависит возможность восстановления памяти и внутреннего знания, т.е. веры.

Но в какой бы степени мы не воспринимали отражение одной и той же ситуации, мы будем уверены в правоте исключительно своего видения, поскольку каждый видит истинность события как бы через свои фильтры, которые различаются разной степенью проницаемости света в зависимости от раскрытия определенных групп центров – в этом проявляется индивидуальность и неповторимость людей, прошедших здесь опыт многих воплощений. Не имею в виду так называемую "слепую веру" от стороннего внушения.

Наиболее приемлемым способом коллективного познания здесь могла бы быть система «круглого стола» как способ взаимообразного обмена мнениями и принятия общего решения, но предпочтение отдано битвам за правоту собственного мнения.

Вера определяет степень доверия – насколько человек способен воспринять истинное положение вещей, настолько он и продвинется, или пойдет в противоположном направлении.

Поиск доказательств в пользу своего мнения при понимании того, что они, по сути, ни в чем не убедят тех, у кого пока молчит вера и интуиция – утомительное занятие.

Вера – это свойство, интуиция, память и способность восприятия…Она или есть, или нет, или слабо развита, а спор как инструмент познания в ситуации затемнения сознания – большая глупость.

«Но я далека от мысли обесславить чей бы то ни было похвальный порыв к ревностным поискам Истины, независимо от того, сколь бесплодным и неблагодарным это на первый взгляд может выглядеть.

Моим основным принципом было сделать Свет Истины маяком моей жизни. Слова, 18 столетий назад произнесенные Христом: "Веруйте и тогда поймете", – можно применить и ныне, я лишь немного изменю их: "Обретайте знания и вы уверуете". Но я не готова принять на себя ответственность отправить желающих начать изучение тайн природы к какой-либо определенной книге по оккультизму. Что может быть ясно тому, кто обладает интуицией, для другого может оказаться бессмысленным». Е.П.Блаватская. Новый Панарион. В поисках оккультизма.

Собеседник: Если философски о вере, то думаю – именно в таких ситуациях вера тормозит  более глубокое познание и беспристрастное изучению. Состояние веры в любом вопросе есть изначально заложенное пристрастие.

НВ: Вера – это процесс энергетический, в суть этого процесса можно вникнуть, если захотеть, чтобы понять – тормозит она, или прокладывает магнитную линию скольжения для ускоренного развития. Если об энергетическом процессе веры, то примерно так:

"Трудно провести границу между неверием и сомнением, обе ехидны из одного гнезда.

Великий Путник часто учил, что дается по вере. Не забудем, что Христос не мог творить чудес по причине неверия, об этом можно найти некоторые упоминания. Теперь ученые заменили бы слово неверие отрицанием авторитета. Безразлично, какие выражения будут употребляться, но смысл один. Перерыв тока энергии нарушает даже самые мощные посылки". Живая Этика. Надземное, 177

Или вот из писем Е.И.Рерих:

"Вера есть знание – запомните это, пожалуйста".

"Вера же есть знание истинное, внутреннее".

Слова эти не простой звон в пространстве, как вы думаете? Наверно, за этими словами стоит опыт и знание. Наверно, с позиции нашего знания не стоит судить о таких понятиях поверхностно.

Попробуйте представить себе понятие "вера" в разных ее аспектах: истинная, слепая, фанатичная, религиозная… Именно, в чем их качественное различие и как это работает энергетически, применяя понятия некоего плазменного состояния, его излучения, слияния состояний, реакции и т.д.

Собеседник: Но жизнь показывает, что много верующих обманываются (не только в религии). Любого верующего спросите, какая у них вера – истинная, слепая, фанатичная, религиозная…Все скажут: ИСТИННАЯ…

***

В этом и проявляется слепота фанатизма людей, не стремящихся к познанию Истины. Не надо путать Веру как знание духа, как принцип приемлемости знаний высших миров, как некий энергетический процесс высокого уровня с его противоположным полюсом – верой фанатиков, ожидающих от своего Бога лишь чуда во всех его ипостасях и во благо себя. Это два полюса одного процесса, имя которому – Вера.

Вера высшая – это уже способность видеть Тонкие Миры, хотя бы мерцательно.

Вера слепая - вера фанатиков от самости маленького человека. Вера слепая несопоставима с величием веры «высшего Я» – Духа человека. В ком из этих фанатиков может быть проявлено его высшее сознание, когда сама его религия это не провозглашает?

Стоит ли уделять много внимание заблуждению людей, загнанных своей слепой верой в тупик. Лучше попробуем разобраться с метафизикой значения понятия Вера, как энергетического процесса.

Из записей "Грани Агни Йоги" Б.Н.Абрамова:

«Потому и Спрашивал: «Веруешь ли», ибо без наличия нужных элементов в сознании получающего помощь, она не доходит».

«…Спрашивали: «Веруешь ли?» Эта вера в возможность Помощи и была условием ее оказания. Без такого внутреннего соответствия сознания энергия прольется напрасно. Просимое Можем дать, но Требуем нужной степени сонастроенности. При ее отсутствии, то есть при наличии несоответствия, или дисгармонии, в ауре просителя будут пятна отрицательных свойств, которые служат каналами проникновения для темных воздействий, и тогда сознание такого просителя может стать ареной борьбы между посланными Учителем энергиями и темною сворой, допущенной неосмотрительным мышлением просителя. Поэтому Мы Требуем известной чистоты сознания».

«Феноменальная сторона необычности зависит от ступени развития сознания и степени раскрытия центров. Слово «чудо» исключено из Нашего словаря. Могут спросить – почему? Отвечу: понимание чуда и слепая вера очень близки суеверию, то есть невежеству. Огненная вера и суеверие – антиподы. Веру не отрицаем, если она не слепая. Уверенность и доверие к Учителю и вера в существование несомненного относятся к области верознания и близки уже к чувствознанию, то есть к предвосхищению огненного знания несомненного, когда Тайна снимает свои покровы один за другим. Вера – двигатель сознания. Вера необходима для осуществления того, чего хочет или решил достичь человек».

«…Много Мостов Помощи Нашей было разрушено сомнениями и недоверием. Прежний древний вопрос – «Веруешь ли?» – остается по-прежнему в силе. Итак, веру определим как предвосхищение или ощущение знания несомненного или того, чему непреложно суждено быть. Огненная вера двигает горами и громадами материи. На верознании основана огненная сила духа в беспредельные возможности роста его могущества. Вера есть неосознанное знание того, чем суждено стать со временем человеку».

«Даже Сам Спрашивал: «Веруешь ли?», то есть имеется ли налицо нужная степень приемлемости».

«Процесс осознания важен чрезвычайно, ибо вводит в сферу ауры нужные энергии. «Веруешь ли?» – это есть условие принятия нужных энергий. Вера, доверие, признание, принятие – явления одного и того же порядка. …Формула «Веруешь ли?» требует этой открытости сознания и сердца для беспрепятственного допуска высших энергий.

… Отрицание мертвенно, ибо убивает возможность высших восприятий, лишая их возможности доступа».

«Даже при лечении требуется хотя бы искорка доверия или веры, чтобы получилось замыкание встречных токов. Отсюда формула – «Веруешь ли?»

«Формула «имеющему будет дано, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» содержит в себе глубокое практическое значение. Чтобы рыбу поймать, нужны сети; чтобы воду принести – ведро; чтобы дары духа получить – сосуды, для них запасенные и принесенные с собою. Чтобы получить помощь Сил Высших, необходимо иметь то, во что их получить, то есть определенное состояние духа, которое дает право на получение. Можно назвать его верой, доверием, уверенностью, стойкостью и многими другими словами, выражающими определенное состояние духа, которое служит мощным магнитом для посылаемых свыше энергий. Надо непременно иметь или создать то, во что льется Высшая помощь. Как же помочь, если не во что? Когда Спрашивал: «Веруешь ли?», – Имел в виду принцип приемлемости, чтобы было во что дать и к чему приложить».

Грани Агни Йоги

На основе сказанного:

Вера есть знание истинное, внутреннее;

Вера – это верознание, близкое к чувствознанию, неосознанное знание, предвосхищение огненного, несомненного знания;

Вера как преемственность знания – это прием тока энергий высших источников;

Для проявления «верознания»:

- нужна определенная степень преемственности токов энергии высших источников;

- необходима «сонастроенность» сознания с высшим источником, что позволяет наличие нужных элементов в сознании;

- необходимо «замыкание встречных токов» для возможности «принятия нужных энергий».

Если условия «замыкания токов» (соединение канала источник-приемник) не выдерживаются, то принятие нужных энергий либо не происходит, либо сильно затруднено. Перерыв тока энергии нарушает даже самые мощные посылки, что и приводит к невозможности восприятия высшего, внутреннего, «огненного», интуитивного знания.

Без такого внутреннего соответствия сознания энергия прольется напрасно.

***

Из словаря: «Вера — (в психологии) от лат. Veritas – истина, verus – истинный».

Собор Богоматери в Брюгге. Символично изображение Veritas – Вера – Истина, заключенное в треугольнике, обозначающем Высшую Триаду. Оно сияет под куполом – высшим миром, излучая себя всем ищущим Истины.

VERITAS – ВЕРА – ИСТИНА